Однако больше ничего интересного в ремарках Кука не прозвучало. Казалось, что вместо того, чтобы использовать сцену для рассказа о своем ви́дении будущего (как это сделал Ларри Пейдж из Google), Кук сознательно пытается сказать как можно меньше по существу. Он часто повторял фразу «Не хочу вдаваться в детали по этому вопросу». Такое поведение вполне нормально для многих CEO в подобных ситуациях. Однако проблема Кука состоит в том, что его сравнивают не с другими CEO, а с одним из основателей Google, Ларри Пейджем, и, разумеется, со Стивом Джобсом.
Джобс умел мастерски управлять такими моментами.[169] В 2010 году, когда его спросили, почему для него так важен iPad, он ответил: «Когда мы были аграрной нацией, все наши машины представляли собой грузовики, потому что именно грузовик нужен вам на ферме. Однако, когда нам потребовались средства передвижения для городов, более популярными стали легковые автомобили. Инновации типа автоматической коробки передач и гидроусилителями руля, не особенно нужные для грузовиков, оказались совершенно необходимыми атрибутами легкового автомобиля… Персональные компьютеры чем-то напоминают грузовики. Они будут окружать нас и в грядущие годы, у них останется определенная ценность, но нужда в них возникнет лишь у одного из какого-то количества людей». Джобс не делился конкретными деталями относительно своих планов, однако его ви́дение было настолько ясным и убедительным, что детали казались несущественными.
Сравнение кого-либо со Стивом Джобсом довольно несправедливо. За два года работы в качестве CEO Apple Тим Кук уже множество раз объяснял, что сам Стив четко давал ему понять, что хочет от него управления не «в стиле Стива Джобса», а «в стиле Тома Кука». Конечно, приятно считать, что Джобс заранее задумался о том, чтобы снять Кука с крючка. Неясно, впрочем, насколько осмысленным жестом это было. Джобса с нами нет, и потребители, поставщики, инвесторы, сотрудники и фанаты Apple хотят, чтобы Кук оказался в точности таким же, как он, – даже если и не признаю́т этого. Маловероятно, что они оставят его в покое до тех пор, пока Кук не покажет миру нечто собственное, новое и революционное. Во время ответов на вопросы аудитории Дэн Бентон, известный инвестор хеджевого фонда, работающего с технологиями, довольно четко выразил в разговоре с Куком эту обеспокоенность. «Почему бы вам не поделиться с нами своей картиной будущего», – спросил он, добавив, что пока Google это удается лучше. Кук ответил: «Мы верим в элемент неожиданности». Возможно, что ко времени, когда вы будете читать настоящие строки, Apple удастся доказать свою правоту.
Комментарий относительно моих выводов и заключений
Эта книга выросла из двух, семи или шестнадцати лет работы (все зависит от методики подсчета). Я писал о вопросах технологии и медиа с 1997 года, сначала для U. S. News & World Report и Fortune, а с 2006 года – для журнала Wired. Я изучал вопросы мобильной революции с момента появления iPhone в 2007 году. Создание отчетов и заметок для этой книги стало моей основной работой с 2011 года. Если взять результаты всей моей предыдущей деятельности, то можно сказать, что книга основана более чем на сотне интервью. Помимо этого, мной прочитаны тысячи страниц книг, статей в газетах и журналах и стенограмм судебных заседаний. Я присутствовал на десятках публичных презентаций Apple и Google, отраслевых конференций, а также на судебном разбирательстве Apple против Samsung в 2012 году. Там, где я физически не мог побывать лично, я полагался на официальные видеодокументы, сверенные с неофициальными видеоматериалами и другими отчетами. В случаях моего личного присутствия на судебных слушаниях по делам Apple против Samsung Electronics и Oracle America против Google в 2012 году я сверял свои заметки с официальными стенограммами. Каждый раз, используя материалы книг, статей, стенограмм или видео, я размещал соответствующую сноску (но не делал сносок в случае интервью).