В 1943 году этнических немцев Сербии обязали отбывать воинскую повинность в войсках СС. Практически это было вынужденным шагом, так как поток и энтузиазм новых добровольцев падал по мере продолжительности войны. На январь 1944 года в Банате и Сербии на военную службу было привлечено 22 118 фольксдойче. Из них только 602 служили в Вермахте, около 15 000 — в войсках СС, а остальные — в полиции (точная численность не определена) и во вспомогательных частях и организациях[127]. При этом 97% мобилизованных в немецкие вооруженные силы банатских немцев служили в своем регионе, а 55% из них — в дивизии СС «Принц Евгений». Обратите внимание, что в научной литературе встречаются данные, что к концу декабря 1943 года в войсках СС уже служило более чем 22 000 сербских немцев[128], что, как мы увидели, не соответствует действительности. Всего же, по некоторым данным, в войсках СС служило 21 500 сербских фольксдойче[129]. Большая их часть служила в дивизии СС «Принц Евгений» и в частях 5-го горного корпуса СС.
Стоит упомянуть еще об одном немаловажном моменте. Во второй половине войны на территории Баната из фольксдойче был создан Хайматшутц — местная самооборона. Первоначальной его задачей была оборона немецких деревень от сербских коммунистических партизан. По сути это был местный аналог германского Фольксштурма[130]. Однако, в отличие от последнего, в Хайматшутце было много молодых людей, членов Дойченюгенда (местный аналог Гитлерюгенда) в возрасте 15—20 лет, а не только пожилые люди, как это часто наблюдалось в частях немецкого Фольксштурма. К этому времени в Венгрии и Сербии большинство мужчин в возрасте до 52 лет уже были призваны в войска СС, так что основу Хайматшутца составили молодежь и пожилые люди.
Плохо вооруженные, части Хайматшутца не представляли серьезной военной силы, да и вряд ли их создатели рассчитывали на их широкое использование на фронте. Однако осенью 1944 года, после перехода Румынии на сторону антигитлеровской коалиции, активизации югославских партизан и приближения войск Красной Армии, части Хайматшутца оказались вовлечены в боевые действия против них. Основной их задачей было обеспечение эвакуации немецкого населения из этого оказавшегося под угрозой региона. В этой ситуации очень часто им приходилось кооперироваться со сражавшимися здесь частями Вермахта и войск СС. Показательно, что лидер сербских немцев Зепп Янко активно протестовал против подчинения частей Хайматшутца армейским частям, настаивая на том, что приказы им могут отдавать только руководители общины. Однако в военной обстановке часто было не до соблюдения субординации. Добавим, что по злой иронии судьбы дивизия СС «Принц Евгений», как раз широко укомплектованная банатскими немцами, в данный момент воевала в другой области и никак не могла помочь своим соотечественникам.
В Независимом государстве Хорватия (НГХ), куда вошли Хорватия, Босния и часть словенских земель, проживало 182 000 этнических немцев[131]. НГХ не являлось марионеткой в руках Германии, наоборот, Хорватия была куда более последовательна в своей политике, например, даже по сравнению с Италией