Какое-то время после этого разговора мы ее не видели и не слышали. Но однажды вечером раздался звонок. Я снял трубку.
— Привет, Рон. Это Мириам.
— Привет, Мириам. Как дела?
— Все замечательно, — ответила она.
— Как насчет психолога? — спросил я. — Ты ему звонила?
— Да, — сказала она. — Я хожу к нему несколько недель и уже чувствую разницу. Что интересно, его не очень волнуют мотивы моего поведения; его больше заботит, как сделать так, чтобы я вела себя по-другому.
Спустя пару месяцев мы встретились с Мириам на званом обеде, и перемена, произошедшая с ней, была поразительной. Теперь она просто не замечала того, из-за чего раньше могла опрокинуть стол или вступить с кем-то в рукопашную. С ней было приятно общаться!
Когда мы отметили произошедшую в ней перемену, она рассказала нам:
— Я не только могу контролировать себя вне зависимости от того, что происходит у меня внутри, но и перестала чувствовать прежнее волнение или возбуждение. Теперь я знаю, что, изменяя поведение, я уменьшаю и свою тревогу.
Вернитесь к примеру из начала первой главы и задумайтесь над тем, действительно ли Билл Клинтон был искренне заинтересован в Марке Сенборне или излучаемое им тепло и расположение были результатом отработанного поведения? И имеет ли это значение? Вне зависимости от того, что происходит у вас в душе, окончательный приговор вам выносят, основываясь на вашем поведении. Если вы ведете себя так, будто испытываете ненависть, вы ненавидите; если вы ведете себя так, будто любите, вы любите; если вы ведете себя так, будто заботитесь, вы заботитесь.
Реакция окружающих зависит от вашего поведения, они воспринимают вас, исходя из ваших действий, и неважно, каковы при этом ваши внутренние намерения.
СИЛА ВНИМАНИЯ
Нам нравится общаться не с теми собеседниками, чьи речи нам приятны, а с теми, кто находит приятными наши собственные высказывания.
Фалк Гревилль
Наверняка нижеприведенный диалог покажется знакомым почти любому читателю. Как правило, подобные сцены случаются за завтраком или ужином. Звучит диалог приблизительно так:
Она: «Ты меня совсем не слушаешь!»
Он: «Слушаю!»
Она: «Нет, не слушаешь!»
Он: «Я же говорю, что слушаю!»
Она: «А я говорю, что нет!»
Он: «Да слушаю я тебя. Я могу повторить каждое твое слово!»
Она: «А мне наплевать на это. Ты меня не слушаешь!»
На самом деле она пытается сказать ему, что, даже если он и может воспроизвести сказанное ею на 100 процентов, она никогда не поверит в то, что он уделяет ей максимум внимания.
Если вы хотите быть обаятельным, то должны проявлять исключительное внимание к своему собеседнику, особенно когда слушаете его. Но запоминание того, о чем говорит ваш собеседник (а не просто лектор), — это лишь часть процесса слушания. Если вы всем своим видом демонстрируете: «Мне совершенно неинтересно то, о чем вы говорите», т. е. если вы никак не реагируете на слова говорящего, вас нельзя назвать хорошим слушателем. Раз вы никак не проявляете внимания к человеку, с которым разговариваете, значит... вы попросту не слушаете его!