В области самосовершенствования можно найти немало эквивалентов подходу «вовне»: нам нужно заглянуть внутрь себя, отыскать там причины своего поведения и понять, почему мы говорим и действуем так, а не иначе.
Существует мнение, что если мы начнем мыслить по-другому, то и действовать будем иначе. Иногда это работает, иногда нет.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ПОДХОД
При создании образа по европейской методике актер начинает с проработки внешнего поведения своего героя. Вначале он продумывает, как его персонаж будет двигаться, разговаривать и вести себя. Затем актер идет дальше и слой за слоем раскрывает психологические черты своего персонажа, обусловливающие особенности его поведения.
Такой механизм тоже используется в области самосовершенствования. Изменяя внешние модели поведения, мы можем влиять на чувства окружающих и на свои внутренние ощущения. Например, если вы будете вести себя так, будто очень счастливы или взволнованы, возможно, вам удастся убедить и других в том, что вы счастливы или взволнованы; при этом вы получите дополнительный бонус, поскольку на самом деле почувствуете себя счастливым или взволнованным.
«Сила обаяния» — пример книги в стиле «извне». На ее страницах мы говорим о том, как можно изменить внешнее поведение с помощью определенных навыков, которые дадут вам контроль над вашим собственным образом, предназначенным для окружающих. Мы позволяем вашим внутренним движущим силам самим позаботиться о себе.
СКОНЦЕНТРИРУЙТЕСЬ НА ПОВЕДЕНИИ
История Мириам подтверждает различие между подходами «вовне» и «извне» в рамках повседневной жизни. Это факт: если вы знаете, почему поступаете так, а не иначе, это еще не говорит о том, что вы знаете, как изменить свое поведение. Если вы действительно хотите измениться, меньше думайте о причинах своих действий и вместо этого сконцентрируйтесь на том, как вы это делаете. Как правило, нам легче и быстрее измениться «снаружи», чем «изнутри».
Рон:
о неожиданной перемене
Однажды старый друг нашей семьи, назовем ее Мириам, зашла к нам извиниться за свою вспышку, случившуюся несколько дней назад во время ужина. Резкие перепады ее настроения уже давно стали притчей во языцех. Она упомянула, что вот уже семь лет ходит к одному и тому же психиатру.
— Семь лет, — эхом отозвалась моя жена Ники. — Редко кто так долго посещает одного и того же психиатра.
— Скажи, по прошествии стольких лет ты не думаешь, что тратишь деньги даром? — спросил я, чем заслужил ледяной взгляд жены.
— Ну, — Мириам на мгновение задумалась, — и да и нет. Я понимаю, почему веду себя так, а не иначе, но до сих пор не в силах контролировать свое поведение. Так что я не знаю, стоило ли все это моего времени и денег.
Она выглядела совершенно подавленной и разбитой. Ники спросила:
— А ты когда-нибудь думала о том, чтобы перейти к другому психиатру? Мы знаем одного психолога, который специализируется на поведенческих проблемах. Может, ты встретишься с ним? Не исключено, что он сумеет тебе помочь.
Мириам помолчала, а затем ответила:
— Могу, — тут она вздохнула. — Мне уже нечего терять.