×
Traktatov.net » Новые размышления о политике » Читать онлайн
Страница 77 из 94 Настройки

Для того чтобы получить результат, нужно преодолеть неконструктивность бюрократии, найти способ залатать «дыры». Тут появляется «вор» — некто, кто может помочь за плату. Другое название этой платы — коррупция.

Например, в Санта-Барбаре, где я живу, на получение разрешения на строительные работы на вашей земле или у вас дома уходит очень много времени. Этот процесс бюрократизирован.

Поэтому люди стали решать эту проблему, нанимая «экспедитора». Это такой человек, который раньше сам работал в отделе градостроения, отвечающем за выдачу разрешений. Он все знает о том, как разрешения выдают. Вы ему платите, и он находит лазейки. Он никому не дает взятки. Он просто знает, как обойти бюрократию, как быстро провести документы от одного чиновника к другому.

Роль общественных ценностей

В Санта-Барбаре это коррупцией не считается, но, по моему мнению, это фактически взяточничество. Если бы система работала эффективно, не было бы нужды в «экспедиторе». Поэтому, на мой взгляд, система коррумпирована, и это дает коррумпированным людям возможность заработать. Да, это не такая коррупция, как в некоторых странах, где документы переходят с одного стола на другой, только если «шестеренки хорошо смазаны», то есть большие суммы денег перешли из одних рук в другие. Но феномен остается.

Где бы ни присутствовала бюрократия, административная система работает не на результат, и возникает коррупция, чтобы заполнить дыры.

Разница между странами только в уровне коррупции.

Уровень коррупции является производной общественных ценностей в конкретной стране, а также функцией того, насколько административная система неэффективна в сопоставлении с потребностью в результатах.

Да, жадность тоже играет важную роль, однако система ценностей не производила бы негативный результат, если бы административная система была эффективной. Посмотрите на судебную систему в разных странах. Произошло изменение ценностей: вместо того чтобы решать спор миром, стало модно судиться, и судебная система теперь настолько перегружена, что приговор порой приходится ждать годами. А людям нужно решение. Возникает «дыра», и кто-то найдет способ дать судье взятку, чтобы приговор вынесли побыстрее.

Возьмем другой пример. Общество перешло от социализма к капитализму, где индивидуальный успех оценивается размером зарплаты и объемом материальных благ. Произошло изменение системы ценностей. Но для учителей, полицейских, врачей и судей ничего не изменилось: платят им мало, как при социализме. Что же выходит? Полицейские, врачи, судьи и учителя начинают брать взятки, чтобы больше зарабатывать.

Что нам теперь делать? Как лечить систему?

Везде — подчеркиваю, везде, — где я поднимал этот вопрос, люди объясняют коррупцию жадностью и беспринципностью. На языке методологии Адизеса это проблема 1-го типа, которая относится к колонке с причинно-следственными связями, соотносящимися с культурой, ценностями и стилем лидерства.

Я не соглашусь. Я считаю, что коррупция принадлежит к 6-й колонке[102], в которой проблемы связаны с системной манифестацией системных процессов, системной структуры и ценностей. Лечение проблем 6-го типа радикально отличается от лечения проблем 1-го.