За две тысячи лет дискриминации, преследований и откровенного геноцида в наших генах осел страх, отсюда — постоянные скитания в поисках безопасности. В еврейском сознании постоянно стоит вопрос: «Что если?»
Изменится ли это когда-нибудь?
Я так не думаю.
Антисемитизм никуда не денется.
Я считаю, что основным источником антисемитизма являются боль, страх и гнев, которые люди испытывают во время массивных экономических, политических или социальных потрясений. Люди ищут источник своей боли, и им удобно, если вину можно возложить на некоего злодея.
Как известно, прямо сейчас происходит крупное экономическое потрясение. Более того, подвергнуты сомнению экономические системы. Вслед за дискредитацией социализма и коммунизма подвергается сомнению превосходство капитализма. Такие масштабные изменения вызывают боль, а боль побуждает искать виноватого. Боюсь, что мы вскоре станем свидетелями новой волны антисемитизма невиданных размеров.
Мне больно об этом говорить, но я не верю, что у этой проблемы есть решение. Пока будут происходить кризисы, вызванные изменениями, и пока люди будут искать виноватых (поскольку это самое простое решение), будет существовать антисемитизм. Перефразируя Вольтера, если бы евреев не было, их бы изобрели. Так или иначе, миру нужны козлы отпущения.
Как и на всем протяжении нашего исторического пути, мы вынуждены продолжать поиски спасения.
Что делать? Одним из вариантов была (и остается, по мнению некоторых) ассимиляция. До Второй мировой войны евреи в Германии верили, что благодаря ассимиляции им удастся избежать преследований. Ассимилированные евреи стали верными и усердными членами культурной и научной элиты страны. Однако, как известно, это не помогло. Даже наоборот: те, кто надеялся на то, что ассимиляция их защитит, не уехали вовремя и закончили свои дни в газовых камерах.
Другим вариантом выживания является сионизм. Сионисты считают, что всем евреям следует вернуться на землю предков и создать там еврейское государство. Если на защите этого государства будет сильная армия, с вооружением вплоть до ядерного, то безопасность гарантирована.
Я пришел к болезненному выводу, что ни еврейское государство, ни ассимиляция нас не спасут. И палестинская проблема дает антисемитам удобный фиговый лист, которым они прикрывают свое истинное стремление стереть евреев с лица земли. Она оправдывает их ненависть.
Подумайте сами, что произойдет, если сионистская мечта осуществится, все евреи соберутся в одном месте и Израиль потерпит одно масштабное военное поражение? Арабы могут себе позволить проиграть не одну войну; Израилю достаточно потерпеть одно поражение — и оно будет последним. Как вы думаете, что случится, если Израиль проиграет войну? Я содрогаюсь при мысли, как радикальные мусульмане поступят в случае своей победы. Подумайте об иранской ядерной угрозе: что если иранцы осуществят свое обещание стереть Израиль с лица земли?
Разумно ли «складывать все яйца в одну корзину» в таком опасном регионе?
А что касается ассимиляции — и это не поможет. Даже в Америке антисемитизм растет, хотя он пока и не достиг опасного для нашего выживания уровня. Но если случится новый экономический кризис, как многие предсказывают, то антисемитизм в Америке может стать невыносимым.