У оншоринга огромный потенциал. Но Гарри Мозер говорит, что нынешняя администрация в этом не заинтересована. «Заставить Обаму принять возвращение производств в Америку – большая проблема. Все его внимание сосредоточено на экспорте»{47}. Вот почему Конгрессу надо принять предложенный конгрессменом от штата Виргиния Фрэнком Вульфом законопроект, именующийся «Законом о возвращении рабочих мест в Америку» (H.R. 516). Принятие этого закона поможет расширить движение за возвращение рабочих мест и вернуть в Америку рабочие места, которые принадлежат Америке. Согласитесь, если уж мы смогли производить палочки для еды в Америке и продавать их тем же китайцам, то можно конкурировать с ними и на сотнях других фронтов. Просто для этого надо проявить характер и избрать президента, который хочет бороться за интересы Америки и твердо отстаивать их в отношениях с китайцами.
Сегодня китайцы попросту выталкивают нас с рынка, и большинство китайцев, с которыми я веду дела, прекрасно это знают. Они удивляются тому, что Обама позволяет китайскому правительству. Жесткий переговорщик может заставить китайцев отступить. Раньше мы делали это. Прекрасный пример отпора китайцам дала администрация Буша, которая в течение двух лет оказывала давление на Китай, требуя повышение стоимости юаня относительно доллара{48}. И США добились такого повышения. С 2005 по 2008 год стоимость юаня возросла на 21 %{49}. Но с тех пор Китай приостановил рост юаня, в результате чего положение США ухудшилось. Суть в следующем. Китайцы – смышленые ребята: они реагируют на экономическое давление и, главное, они прекрасно знают, что Обама на них давить не будет.
Заставить Китай прекратить играть в валютные игры можно лишь тогда, когда мы изберем президента, готового к решительным действиям. Такой президент мог бы начать с подписания законопроекта, который в сентябре 2010 года Палата представителей Конгресса США одобрила 348 голосами (при 79 голосах против). Этот закон позволит нашему правительству рассчитывать размеры таможенных пошлин на импортные товары, исходя из того, насколько занижена стоимость валюты страны-производителя. Звучит весьма заманчиво, не так ли? Но законопроект прошел Палату представителей не раньше, чем Тим Гайтнер, министр финансов в администрации Обамы, предупредил нас о том, что с Китаем надо обходиться мягче. «Важно признать, что нам не нужна торговая война, – сказал Гайтнер и продолжил: – Нам не нужна валютная война. Я бы сказал, что значительная часть китайского руководства понимает, что для Китая экономически важно позволить обменному курсу двигаться». Так почему же мы не побуждаем Китай к изменению обменного курса юаня, министр Гайтнер? Именно проявленные Гайтнером и Обамой крайняя слабость и неспособность отстаивать американские интересы привели к тому, что США подписываются под экономическим ростом Китая и упадком США.
Открытые рынки – это идеал, но насколько свободна торговля, если одна из сторон постоянно мошенничает? Вспомните классические законы экономики, сформулированные великим шотландцем Адамом Смитом. Люди, очень мало знающие о капитализме, обобщают эпическое произведение Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», говоря, что, в сущности, «жадность – это хорошо» (цитируя слова из старого фильма «Уолл-стрит»). Как и большинство людей, я считаю, что эти слова остроумны и написаны для Голливуда, но они не соответствуют тому, что сказано в труде Адама Смита. Как не соответствуют и тому, что Смит на самом деле имел в виду. Вот почему большинство людей, резко критикующих капитализм и Адама Смита, никогда не читали книгу, которую Смит написал до «Исследования о природе и причинах богатства народов» и в которой сформулировал основные нравственные правила рынков, бизнеса и жизни. Более ранняя книга Смита называется «Теория нравственных чувств», и эту книгу действительно стоит почитать. Как пишет Смит, «человек, который едва удерживается от нарушения или личных, или имущественных прав (или репутации) своих соседей, определенно обладает очень малыми добродетелями»