Масштабные манипуляции Китая с собственной валютой рассчитаны на стимулирование экспорта и разрушение промышленности США. Когда правительство Китая манипулирует с юанем и занижает его курс, Китай получает возможность продавать свои товары по ценам, которые намного ниже цен на товары американского производства. А все потому, что стоимость американского доллара определяется по гораздо более точному рыночному курсу. Это означает, что цены на американские товары выше, а потому они и менее конкурентоспособны.
Многие аналитики пытались определить реальную стоимость китайской валюты, но сказать наверняка, какова стоимость юаня, трудно, поскольку оценки постоянно меняются. Впрочем, кажется, существует консенсус в отношении того, что стоимость юаня, скорее всего, занижена где-то на 40–50 % по сравнению с его подлинной стоимостью{37}. Значит, китайцы могут продавать свои товары примерно вдвое дешевле, чем продают такие же товары или услуги американские компании. Это же означает потерю рабочих мест для американских рабочих, что и происходит в настоящее время.
Только посмотрите, что сделали валютные манипуляции Китая с нашей сталелитейной промышленностью. Как строитель огромных объектов роскошной недвижимости, могу сказать, что сталелитейная промышленность имеет жизненное значение для экономической мощи США, а ее продукция составляет существенную часть затрат на строительство любого здания. По данным Американского института сталелитейной промышленности (AISI), занижение стоимости юаня представляет собой «самую крупную субсидию», которую дают китайским производителям, и служит «ключом» к пониманию скачкообразного роста ориентированной на экспорт китайской экономики. Занижение курса юаня – «главная причина» нарушения равновесия в структуре глобальной экономики, которое способствовало недавнему финансовому обвалу в Америке.
Манипуляции Китая с его валютой и другие недобросовестные методы конкуренции способствовали росту производства нерафинированной стали в Китае с 15 % ее совокупного производства в мире в 2002 году до ошеломляющих 47 % в 2008 году. В 2002 году США импортировали из Китая 600 тысяч тонн стали (что составило 3 % всего импорта стали в США). В 2008 году Китай ввез в США 5 миллионов тонн стали{38}. И снова в значительной мере этот рост достигнут за счет занижения стоимости юаня.
Экономист Алан Тонелсон верно уловил суть проблемы, написав: «В течение восьми долгих лет китайское лобби в Вашингтоне, щедро финансируемое многонациональными компаниями, чьи предприятия в Китае извлекают выгоды из этой 50 %-ной субсидии [получаемой за счет занижения стоимости юаня], подавляло все попытки рационализировать бездействие Америки. Катастрофические издержки, уже понесенные в результате китайского лобби, более чем наглядно демонстрируют, к чему приводит игнорирование последних уловок Китая… Американские заводы закрываются, прибыли тех предприятий, которые выжили, сокращаются, а то и вовсе сходят на нет, исчезает все больше рабочих мест, заработные платы продолжают снижаться. Хуже того, сосредоточенные на Америке глобальные нарушения экономического равновесия продолжали нарастать до тех пор, пока не спровоцировали крупнейший после Великой депрессии спад в экономике США и всего мира»