×
Traktatov.net » Карта и территория. Риск, человеческая природа и проблемы прогнозирования » Читать онлайн
Страница 66 из 192 Настройки

DRI и Wharton Econometrics оставались на переднем крае рынка макроэкономического прогнозирования десятилетиями. Во главе DRI стоял Отто Экштайн, заслуженный профессор Гарварда и член Экономического совета при президенте Джонсоне. Корни Wharton Econometrics были более академическими, чем у их конкурента. Основанная Лоуренсом Клейном9 из Школы бизнеса Уортона, фирма выросла из исследовательского подразделения школы. Это подразделение получало такую финансовую поддержку от американских компаний в предыдущие годы, что ему потребовалась более четкая структура для управления проектами. DRI росла вплоть до окончательного слияния с Wharton Econometrics в 200 110.

DRI и Wharton продолжали развиваться; то же самое происходило и с Townsend-Greenspan и нашей работой по микропрогнозированию.

Годы с Фордом{145}

Я не расстался со статистикой и после ухода в сентябре 1974 г. из Townsend-Greenspan на должность председателя Экономического совета при президенте Джеральде Форде. Вскоре после моего назначения в экономике начались сложности. Объем новых заказов на продукцию компаний снижался, производство резко падало, а безработица скачкообразно росла. Экономика, бесспорно, входила в рецессию (если еще не погрузилась в нее на тот момент).

Ближе к концу 1974 г. розничные продажи и строительство домов были вялыми, и спрос, который мы называем конечным, забуксовал. К Рождеству 1974 г. ключевым для экономической политики стал вопрос о том, испытываем ли мы рецессию, связанную с затовариванием, для которой характерно резкое, но временное падение производства и занятости, пока не сократятся избыточные запасы, или же мы имеем дело с гораздо более опасным замедлением экономики, вызванным устойчивым ослаблением конечного спроса. Это была животрепещущая проблема для президента Форда. Ответ нужно было получить как можно быстрее, поскольку от него зависел выбор экономических инициатив.

Для краткосрочной рецессии, связанной с затовариванием, оптимальной политикой, с нашей точки зрения, было невмешательство, позволяющее работать естественным рыночным силам. Если же на дне оказался конечный спрос, то требовались более жесткие варианты политики. Проблема состояла в том, что, на мой взгляд, существующих данных не хватало для адекватного мониторинга стремительно слабеющей экономики.

Политическая рекомендация, предложенная администрации, была недвусмысленной. Джордж Мини, президент АФТ-КПП, дал типичный для него комментарий. «Американская экономика находится в самом ужасном состоянии со времен Великой депрессии, — безапелляционно заявил он в марте 1975 г. — Положение дел, и без того плачевное, ухудшается с каждым днем. Это не просто очередной спад — по своим масштабам он не идет ни в какое сравнение с теми пятью спадами, которые мы пережили после Второй мировой войны. Страна давно перешагнула ту черту, до которой ситуация могла выправиться сама собой. Правительство должно принять немедленные и решительные меры».

Экономический совет поначалу не располагал даже месячными данными о ВНП для формулирования политики, но в декабре 1974 г. мы разработали то, что превратилось в программу еженедельного расчета ВНП. Возможно, она и не отвечала жестким статистическим стандартам Бюро экономического анализа Министерства торговли, но была крайне полезной для ответа на вопрос, имеем мы дело с затовариванием, падением конечного спроса или и с тем, и с другим.