×
Traktatov.net » Знание-сила, 2000 № 08 (878) » Читать онлайн
Страница 73 из 102 Настройки

В наше время поток литературы, посвященной этим «магическим знакам», все ширится. Популярные беллетристы и апологеты «корней и истоков» прибегают к самым произвольным толкованиям рун. Что ж, оставив в стороне их версии, поговорим о работе ученых, занятых разгадкой рун. Может быть, это умерит блеск молний и бряцание мечей?


Что написано пером?

В Сигтуне когда-то жил конунг. Город этот, лежавший невдалеке от современного Стокгольма, был первой столицей Швеции. В начале XI века – это крупный торговый центр с многочисленными церквями и резиденцией епископа. Археологи находят здесь золотые кольца и серебряные монеты, стекло из Византии и искусную керамику из Киева, а также надписи – руны.

Тексты, оставленные на массивных памятных камнях, возвещают мощь и дерзость северных варваров. Зато многочисленные мелкие безделицы – испещренные символикой кости, деревянные гребни, роговые рукоятки ножей – рассказывают о повседневной жизни людей Севера, приоткрывая реалии того времени.

Викинги, вырезавшие руны на вещицах, попавших им под руку, были весьма лаконичны, редко блистая велеречием. Их краткие пометки доносят до нас случайные сплетни, семейные планы, деловые распоряжения, удивленные возгласы, жалобы, укоры и – в редких случаях – заклинания. Таинственные колдовские знаки, гордость белокурых арийцев, на поверку оказываются приемами скорописи, позволявшими без чернил и пергамена, ножом по свежевыструганной дощечке черкнуть весточку родным или похвалить хозяина за щедрое угощение. «В средние века общаться с помощью рун было так же удобно, как в наши дни звонить по сотовому телефону», – отмечает шведский историк Марит Ален.

Что же до «редких случаев», то любые письменные символы, которые использовались в древности, могли служить и в магических целях: прогонять напасти, приносить удачу. Недаром во многих языках бытуют пословицы, исполненные страха перед тем, что «написано пером». Лишь по мере того как грамотность проникает в низшие слои населения, буквы алфавита постепенно утрачивают свою сакральную силу и тускнеют, как бисер, разметанный в грязи. Их череда, выстроившись на папирусе или пергамене, кости или бересте, вновь и вновь напоминает о том, что «Эгиль купил корову», «Микула продал вола». Любая письменность быстро становится удобным средством общения. Руны – не исключение из этого правила. Сделанные ими надписи вторят, напоминают, советуют, но почти никогда не ворожат. За этими угловатыми значками вовсе не расстилается эзотерическая даль, за ними, как правило, прячется заурядный Эгиль, на тысячу лет вперед обессмертивший свою «корову».


Загадочные превращения маюскулов

В последние годы ученым удалось расшифровать часть рунических надписей, найденных в Швеции и Норвегии, – в Сиггуне, Гетеборге, Лунде, Бергене. Долгое время в рунах предпочитали видеть оккультные знаки, обладавшие огромной энергетикой. На самом деле, они были обыкновенными буквами, и от привычных нам символов кириллицы или латыни их отличало лишь необычное начертание. Руны – это алфавит, доступный всем слоям населения. Большинство людей в средние века знали руны, умели читать надписи, составленные из них, равно как и умели вырезать их, хотя ничему систематически не учились.