×
Traktatov.net » Женское время, или Война полов » Читать онлайн
Страница 96 из 217 Настройки

— Нужно снова толкнуть народ! Зажечь! — горячо говорил Мирза и смотрел на Зару с надеждой в глазах.

«Чем? — думала Зара, размягченно лежа на теплом пляже. — Уже все испробовано… Мне сорок шесть, из них сорок лет я, как бурлачка, тащила сюда свой народ. К этому морю, к этому солнцу и воздуху. И думала, что счастье — в этой борьбе. В азарте упрямой драки с режимом, с КГБ, с Андроповым. А счастье — вот оно, совсем простое: дышать йодистым морем, пахнущим черноморской кефалью, греть спину теплом прибрежной гальки, видеть сквозь закрытые ресницы радужные солнечные протуберанцы и чувствовать, как твое тело наливается хмельными соками жизни, энергией земли и неба, гулять по ялтинской набережной, покупать какие-то безделушки вроде крохотного кожаного брелока-мешочка для крымской земли…»

— Ваши документы!

Зара открыла глаза. В шаге от ее головы милицейский ботинок с хрустом ступил в прибрежную гальку. Он был в такой близости, что невольно показалось: еще шаг, и он наступит на нее, расколет ей голову.

Мирза порылся в кармане куртки и подал милиционеру их паспорта и справки из санатория «Кутузовский источник». Это была, наверно, сотая проверка, но с документами у них все в порядке, в их справках значилось, что они находятся в Крыму на лечении по санаторным путевкам. То есть не претендуют тут ни на постоянное жилье, ни на работу.

— Бешметова… Бешметова… — Молодой милиционер сузил глаза. — Это не про вас «Голос Америки» все время вещает?

— Мы не слушаем «вражеские голоса», — сказал Мирза.

— Неужели? Может, ты еще скажешь, что ты и не татарин?

— Нет, не скажу…

— «Зару Бешметову, пережившую клиническую смерть в штрафном изоляторе, власти вынуждены выпустить досрочно. Если бы она скончалась в лагере, массовые волнения крымских татар были бы неизбежны. Из лагеря ее вынесли на руках…» Это про вас, не так ли? — Милиционер смотрел Заре в глаза.

— У вас хорошая память.

— А у вас? — усмехнулся милиционер. — Моя фамилия Коваль. Игнат Коваль.

Зара в изумлении открыла рот:

— Игнат? — и невольно посмотрела на его ноги. Ведь дядя Игнат, который в тот роковой майский день 1944-го спас им жизнь бидоном со сметаной и мешком отрубей, был на культе. А у этого Игната обе ноги были целы.

— Правильно, — сказал милиционер. — То был мой дед, он был с культей. Вы были соседи. — И вернул им документы. — Лечитесь на здоровье.

Зара еще смотрела, как этот Игнат, хрустя галькой, уходит от них по пляжу, когда Мирза вдруг вскочил и бегом ринулся за ним. Догнал милиционера, остановил и стал говорить с ним о чем-то, горячо жестикулируя.

Зара встала, пошла к ним. Но Мирза уже шел к ней навстречу.

— В чем дело? — спросила она.

— Ничего. Сюрприз.

— Что ты хотел от него?

— Завтра, Зара-ханум, завтра узнаете!

29

Сюрпризом был старенький «Иж».

Утром, когда Зара и Мирза еще завтракали, под окнами столовой санатория послышалось тарахтение мотоцикла, и Мирза, не доев, вскочил из-за стола.

— Куда ты?

— Вы ешьте. Я счас…

Она доела своей завтрак и выглянула в окно. Игнат Коваль — уже не в милицейской форме, а в дешевых «самопальных» джинсах и клетчатой ковбойке — показывал Мирзе, где у мотоцикла рукоять газа, где педаль тормоза и т. п.