Командор выключил проектор и забрал флешку.
– Тогда пойдемте в город, скоро поезд отправится на юг. Подвезу вас до временного лагеря американцев, там вас, наверное, потеряли уже, а сам потом на свой остров отправлюсь.
Из ворот замка под сложенной из огромных гранитных валунов стеной крепостного вала налево, в сторону городского мыса, вела по берегу грунтовая дорога.
– Это что, сначала надо половину острова снаружи обойти, а потом еще внутри по улитке пробежаться, чтобы в верхний двор попасть? – не понял Игорь. – Вы от кого-то обороняться собираетесь?
– Сейчас уже нет, но прецедент имеется, – ответил Командор, ведя гостей к мосту. – В первую зиму замок был захвачен, пришлось его брать в осаду и отбивать.
– Весело вы тут живете, – посочувствовал Джо.
– Уже спокойнее, всех, кто не с нами, выбили.
От Замкового острова на берег вел узкий пешеходный мостик, две опорные сваи были забиты в один берег, две в другой, между ними натянуты прочные конопляные канаты, держащие сколоченные из бревен части моста, плавающие на поверхности воды.
– Интересно придумано, – одобрил Игорь.
– Легко менять, если дерево прогниет, на зиму можно убрать на просушку, а при нападении просто перерубить канаты, и мост уплывет, – ответил Командор.
– А грузы на чем возите? – спросил Джо.
– Паром чуть дальше, вон канаты видите, перекинуты на тот берег? Пока хватает, а со временем или нормальный мост построим, или дамбу насыпать можно, а поверх нее дорогу положить. Тогда, правда, обрубить канаты не получится.
Береговой мыс, на котором стоял растущий город, опоясывала по побережью дорога, частично мощенная осколками камня, булыжником и щебнем. Мостовую делали из отходов стройматериалов с ближайших строек. Через прибрежные стройки вверх по уже застроенному деревянными домами холму мимо ветряной мельницы на вершине вела широкая, хотя и крутая, улица. Пока шли через город, каждый встречный здоровался с Командором, приветствуя верховного правителя. Командор кивал в ответ, говорил что-то, но шаг не сдерживал, так что несколько улиц проскочили в быстром темпе, свернули и снова вышли на берег. Паровозное депо и железнодорожная станция находились рядом с бывшим портом, отсюда удобно вести дорогу как на север, так и на юг, вдоль побережья, а у причалов можно переваливать грузы с вагонов прямо в трюм. У перрона станции пыхтел маленький паровозик. Две платформы и полувагон, составляющие поезд, уже были загружены мешками и ящиками.
– Неужели вы и рельсы сами катаете? – спросил Джо.
– Нет, откуда, – почему-то смутился Командор. – Для этого надо прокатный стан строить, да и металла у нас не хватает. Рельсы ищем, снимаем и собираем отовсюду, куда можем дотянуться. В Питере рядом с «Крестами» их много было, там находился район вокзалов, заводов и товарных станций, оттуда на пароходе вывозили целыми секциями. На востоке нашли частично сохранившуюся ветку. Шпалы-то мы можем напилить, костыли выковать, а прокатку рельсов пока не тянем. Так что дотянулись до двух поселков с севера и с юга, и пока на этом все.
– А зачем тогда строили паровоз? Это же уйма рабочего времени, масса затрат, в том числе и металла, – удивился Игорь.