×
Traktatov.net » Основы шаолиньского стиля «Белый Журавль»: боевая сила и цигун » Читать онлайн
Страница 30 из 208 Настройки
и верность. Мораль ума состоит из: воли, выносливости, настойчивости, терпения и смелости. По традиции, только те ученики, которые выработали у себя эти моральные стандарты, считались достойными обучения. Из двух аспектов морали более важна мораль деяния. Причина этого очень проста. Мораль деяния касается отношений ученика с учителем и соучениками, с другими воинами и с обществом в целом. Ученики, которые не соблюдают мораль в своих действиях, не заслуживают того, чтобы их обучали, поскольку им нельзя доверять и их нельзя уважать. Более того, без морали деяния они могут злоупотреблять искусством и использовать свои бойцовские умения во вред ни в чем не повинным людям. Поэтому учителя обычно внимательно наблюдают за своими учениками в течение долгого времени, пока не убедятся, что ученики соответствуют стандартам морали деяния, и лишь потом допускают их к серьезным тренировкам.

Мораль ума связана с самосовершенствованием, которое требуется для достижения конечной цели. Китайцы считают, что у нас есть два ума: «эмоциональный ум» (синь) и «ум мудрости» (И). Обычно, когда у человека что-то не получается, это потому, что в их мышлении доминирует эмоциональный ум. Пять элементов морали ума — это ключи ко всему обучению, и они приводят ученика к такому состоянию, в котором может доминировать ум мудрости. Это самосовершенствование и дисциплина должны быть целью любой тренировочной методологии боевых искусств.

Теперь поговорим о моральных требованиях подробнее.


ВОИНСКАЯ МОРАЛЬ (УДЭ)

Мораль деяния:

1. Смирение (цяньсюй)

Чтобы быть смиренным, нужно сдерживать свое чувство гордости. В Китае говорят: «Удовлетворение (т. е. гордость) проигрывает, смирение приносит выгоду». Когда вы удовлетворены, вы не можете мыслить глубоко и не желаете учиться новому. Если же вы смиренны, то вы всегда ищете способов улучшить себя, всегда учитесь. Помните, что у знания нет границ. Как бы глубоко вы ни копнули, всегда есть еще более глубокий уровень. Конфуций говорил: «Если мимо проходят три человека, среди них обязательно должен быть один, который мог бы стать моим учителем». В любой сфере всегда есть кто-то более талантливый и знающий, чем вы. Китайцы говорят: «За человеком всегда есть человек, над небом всегда есть небо». Если это так, то стоит ли гордиться собой?

Я вспоминаю одну историю, которую рассказывал мой учитель стиля «Белый Журавль», когда мне было семнадцать лет. Молодой бамбуковый побег только что вылез из земли. Он посмотрел на небо, улыбнулся и сказал сам себе: «Мне говорили, что небо высоко и до него нельзя достать. Не верю, что это правда». Побег был молод и полон сил. Он был уверен, что если он будет все время расти, то в один прекрасный день достигнет неба. И он стал расти и расти. Прошло десять лет, двадцать лет. Он снова посмотрел на небо. Небо было по-прежнему высоко и недосягаемо. И тогда он кое-что понял и начал склоняться вниз. Чем больше он рос, тем ниже склонялся. Мой учитель просил, чтобы я всегда помнил это: «Чем выше бамбук растет, тем ниже он склоняется».