Это торжествовала контрреволюция.
Но вот и Цепной мост. Не без труда наши товарищи протиснулись к нему и, подхваченные людской массою, стали продвигаться вперед.
Где-то на окраинах стала раздаваться трескотня и сзади задавили еще отчаянней. <…>
Пора было уходить.
— Ну! Прощай, Украина! — сказал один.
— Прощай! — мысленно, эхом, повторили другие.
— Опять здесь скоро будем!
— Будем!..»[1588]
В Киеве тогда же, в августе 1919-го, жил Осип Мандельштам. Он упоминает об отступлении красных в финале зловещего стихотворения «Как по улицам Киева-Вия…»:
Но Гайдар напишет свою повесть только в 1925-м, а стихотворение Мандельштама датировано 1937-м. В августе же 1919-го судьба Киева еще не была решена. Галичане и петлюровцы заняли западные предместья (Жуляны, Пост-Волынский, Святошин) и начали медленно продвигаться в центр города. Однако мосты через Днепр занять просто забыли или не успели. Разведка снова подвела украинцев: они не знали, что Добровольческая армия уже подходит к Киеву с востока. Украинцев победа просто опьянила.
Утром 31 августа начался праздник. Украинцы-киевляне (а их в городе было несколько десятков тысяч) встречали галичан и запорожцев с портретами Шевченко и Петлюры[1589]. «Галицкая армия, в драных ботинках перешедшая Збруч, дошла до Киева босая, но победоносная, ободранная, дисциплинированная, окровавленная, но бодрая»[1590], — писал украинский поэт Роман Купчинский, а в то время сечевой стрелец, боец Галицкой армии. «Через Киев ко Львову! — неслось по галицким полкам. Через Киев к самостийности! — шумело по Надднепрянским». «Слава Украине!», «Слава воинам-галичанам!», «Хай живе отаман Петлюра!»[1591]
В это же время с востока к мостам через Днепр подошел полтавский отряд генерал-лейтенанта Николая Бредова. Его основу составляла 7-я пехотная дивизия, немногочисленная, но хорошо обученная, отлично вооруженная и экипированная. Солдаты носили английскую форму цвета хаки и английские же стальные каски. В дивизии было даже несколько танков, присланных опять же англичанами. Вместе с дивизией наступали сводно-гвардейская бригада генерал-майора барона фон Штакельберга и 5-й кавалерийский корпус (это не казаки, а именно регулярная кавалерия) генерал-лейтенанта Якова Юзефовича. Все трое — опытные командиры, отлично проявившие себя и на фронтах мировой войны, и на войне Гражданской.
Передовые отряды перешли Днепр по цепному мосту. По Никольской и Александровской спускались на Царскую площадь. Где-то далеко за Киевом грохотала артиллерия. Видимо, красные, отступая из города, от кого-то отбивались. Но от кого? От поляков? Или от корпуса генерал-лейтенанта Шиллинга? Но поляки были далеко — в Галиции, корпус Шиллинга воевал на юге, в Новороссии.
Деникинцев встречали торжественно и шумно, с цветами и трехцветными флагами. Но встречали — свои, русские киевляне. Девушки целовали солдат, кричали «ура!». Пели «Боже, царя храни!». Даже танки были украшены цветами