Капитан сразу повеселел и ответил начальнику:
– Князя мы известим в нужное время.
– А…
– В его канцелярии много лишних ушей.
Полковник хотел выдать очередное «понимаю», но передумал.
– Если кого и звать, то штабс-ротмистра Хан-Елисуйского, – продолжил капитан.
– Хана? – удивился Лыков. – Зачем нам здесь туземная титулованная особа?
Гвелисиани начал объяснять:
– Закатальский округ труднодоступный. Его потому и создали…
– Почему «потому»? – встревожился полковник Павлов.
– Ввиду неудобства управления.
– А-а…
– Так вот, – продолжил капитан, – местоположение округа диктует его специфику. Он расположен как бы в углу, у южной подошвы Главного Кавказского хребта. С северо-востока нас запирает Дагестанская область с ее высотами. С юго-востока – река Алазань. С запада – Тифлисская губерния. Округ состоит из трех полос, и в каждой свой собственный климат. Север горный, середина почти ровная, болотистая, а на юге безводная малонаселенная местность, которая годится лишь для выпаса скота. Девяносто три процента жителей округа исповедуют ислам. По большей части это джарцы и ингилойцы, то есть омусульманившиеся грузины. – Гвелисиани скривился и продолжил: – Костяк населения составляют так называемые джарские лезгины, или джарцы. Эта народность появилась от смешения трех рас: грузинской, лезгинской и татарской. Смесь получилась крайне неудачной. Как часто бывает у метисов, они взяли от народов-праотцев лишь их дурные качества, откинув хорошие. Вышло самое разбойное племя на всем Кавказе… Прошу вас не путать, Алексей Николаевич, джарских лезгин с благородным племенем лезгин аварских. Ничего общего! – Он перевел дух и продолжил: – Для чего я все это вам говорю? Чтобы вы понимали, как тут живет русская власть. А живет она на лезвии кинжала. Так вот, на западном склоне Дагестанского хребта расположено особое Елисуйское ханство. Его бывшие владетели давно поступили на коронную службу. Правда, среди них были перебежчики к Шамилю, но теперь они являются нашей опорой в округе. Джарцы с ними считаются больше, чем с русскими.
– Вы хотите привлечь елисуйцев к аресту абрека?
– Нет, к его выдворению из округа. Вы же повезете его в Тифлис, так?
– А что, армия с этим разве не справится? – удивился Лыков. – Сейчас не времена Шамиля. На календаре тысяча девятьсот четвертый год. И ханы ваши – уже анахронизм.
Капитан нахмурился:
– Вы сейчас, господин коллежский советник, рассуждаете как приезжий, не знающий местных особенностей. У вас, конечно, открытый лист…
– Расскажите про Динда-Пето, – перебил его сыщик. – У него есть тут сторонники?
– И немало! Он личность популярная в Закаталах. Поэтому я и предлагаю, чтобы туземца конвоировали туземцы. Так будет спокойнее.
– Теперь я вас понял. Но для этого абрека надо сначала арестовать. А ведь он далеко отсюда.
– Да, Кахи в тридцати верстах.
– Там достаточно полицейской силы для ареста?
– Нет, что вы. Начальник участка, да при нем три стражника. Борев с Чолоковым раскидают их, как котят…
– Значит, надо подъехать нам с казаками. Сколько сабель возьмем?
Грузин ухмыльнулся: