Испания и Португалия заключили в 1494 году договор. Границу между своими владениями они провели через весь земной шар, разрезав его, как яблоко, пополам. Граница прошла в Атлантическом океане к западу от Азорских островов, в Тихом — восточнее Молуккских.
Как охранять границу? Португальский король думал недолго. Он выдал на каждый корабль, плававший у африканских берегов, инструкцию. Желтоватая бумага вязью выведенных гусиным пером букв предписывала захватывать корабли под чужим флагом, если они окажутся у берегов Гвинеи, и… сбрасывать команду в воду.
В наше время никто океаны не делит.
Их воды ничьи — нейтральны. Но морские границы есть у всех стран. Они идут вдоль побережья, захватывая полосу воды у кого в три, у кого в шесть, у кого в двенадцать миль.
Двенадцать миль (около 25 километров) — морской рубеж нашей страны.
Если вам попадется в море корабль под зеленым флагом, знайте — это пограничник, это часовой на посту.
— Ап-чхи!
— Будь здоров!
Спасибо… Ап-ап-ап-чхи!
Кто это разговаривает?
Два краба.
Да разве они чихают?
Еще как. Бежит краб по дну. Шлеп — в ямку с илом попал. Илинки мелкие, сразу все жабры запорошили. Краб напыжился — чих, чих! Жабры продул и дальше побежал.
Ну, а насчет спасибо?
Это кто как. Когда чихают, «будь здоров» говорить не обязательно.
Хватает ли морякам слов? Ну конечно, хватает! Иной моряк как начнет рассказывать — не остановишь. Сыплет одно слово заковыристее другого. Тут и румбы и лимбы, и кнехты и вахты, и девиация, навигация — чего только нет!
Так, да не так.
Я и сам раньше думал, что морякам слов не занимать, а как начал изучать животных да растения, что встречаются в океане, и призадумался.
В Беринговом море на дне растут морская капуста, морской салат. Живут в море морские гребешки, морские анемоны, морские коньки. На лежбищах отдыхают морские выдры, морские котики, морские львы.
Все морские да морские, а сами имена сухопутные.
На них-то слов и не хватило!
Интересно, что на острове Беринга в свое время было открыто огромное морское животное, которое питалось водорослями. Его назвали… морской коровой.
— Шутка ли, граница — двенадцать миль в море! Поди, охранять ее трудно?
— Ничего, наши пограничники справляются. А вот Перу, Эквадор, Сальвадор и Чили отодвинули свою границу в море на двести миль! Вот им хоть караул кричи — одних сторожевых кораблей сколько нужно!
— Достань часы: сейчас точное время передавать будут.
…Бип!.. Бип!.. Бип!.. Бип!.. Бип!.. Бип!
— Ну как?
— На пять минут вперед.
— Эх ты, а еще штурман! Скорее ставь стрелки по-правильному.
— Зачем? Поправку часов я теперь знаю: минус пять минут. Для нас, штурманов, что показывают часы, — это только полдела. Вторая половина дела — поправка.
— Потому корабли в море точно плавают, что все приборы на них врут. Приборы врут, а поправка каждого известна!
Построили раз на заводе два судна. Их строили рядом и спускали на воду вместе. Когда спускали, суда наклонились и чуть было не столкнулись.
— Разведите их в разные концы гавани! — приказал начальник порта.