×
Traktatov.net » Румянцев-Задунайский » Читать онлайн
Страница 302 из 304 Настройки

Впрочем, перемены произошли не только в этом. Новый император Павел I лишил царских милостей почти всех друзей своей покойной матушки, которой не мог простить переворота 1762 года. И, наоборот, те, кто не пользовался ее кредитом, стали предметом его особого внимания. В числе последних оказался и Румянцев-Задунайский, продолжавший жить в своем имении под Киевом. Император писал ему теплые письма, делился своими планами, спрашивал его советов. Он надеялся найти в лице знаменитого фельдмаршала надежную опору. Но Румянцев остался верен себе. Он не мог поддержать нововведений императора, его планов, считая их противоречащими интересам России, о чем высказывался со свойственной ему прямотой. Их переписка продолжалась недолго. Через месяц после вступления Павла на престол с Румянцевым случился апоплексический удар, и он скончался. Император в память его великих заслуг перед отечеством повелел наложить военный траур на три дня.

Тело Румянцева-Задунайского было перевезено в Киев и погребено в Печерской лавре, у левого клироса соборной церкви Успения Св. Богородицы. На надгробной плите была высечена следующая надпись:

«Благословенна похвала
Надгробная его да будет,
Когда вся жизнь его, дела
По пользам только помнить будет!
Когда не блеск его прельщал
И славы ложной не искал.
Приидет росс, с почтением взглянет
На надписание гроба, скажет:
Не только славный лишь войной,
Здесь скрыт великий муж душой».

Позднее по заказу старшего сына покойного фельдмаршала Михаила Петровича был изготовлен надгробный памятник, но он оказался настолько велик, что установить его на место не представилось возможности. Памятник пришлось поставить у входа в церковь.

Кстати, дети Румянцева оказались достойными своего знаменитого родителя. Правда, старший сын Михаил, дослужившись до генерала, не стал тем, кем мечтал увидеть его отец. Не почувствовав в себе полководческого дарования, он посвятил себя государственной деятельности — служил сенатором, действительным тайным советником, обер-шенком. Он умер в 1811 году, оставив о себе добрую память как о человеке бескорыстном, ставившем интересы отечества превыше всего.

Жизнь второго сына, Николая Петровича, была связана главным образом с дипломатической службой. Некоторое время он занимал должность посла, был министром коммерции и одновременно директором водных коммуникаций. Дальнейшая его деятельность была связана с пребыванием на постах министра иностранных дел, председателя Государственного совета. Как директор водных коммуникаций, Николай Петрович принимал непосредственное участие в организации первого русского кругосветного путешествия Крузенштерна и Лисянского в 1803–1806 годах. Девять лет спустя после этого путешествия он организовал на свои средства новую экспедицию в Мировой океан. С именем Николая Петровича и его младшего брата Сергея Петровича было связано также открытие публичного Румянцевского музея, явившегося основой нынешней Государственной библиотеки В. И. Ленина в Москве.

Сергей Петрович Румянцев, как и старшие его братья, посвятил себя государственной службе. При Екатерине II он был посланником в Берлине, а затем в Стокгольме. Будучи сенатором, действительным тайным советником, он много занимался вопросами внутреннего устройства России. Это ему принадлежала записка, поданная Александру I, о необходимости предоставления помещикам права отпускать своих крестьян на волю с землей.