Очевидно, что любая методика будет «волшебной» только тогда, когда она адекватна, уместна, встроена в процесс работы и специалист понимает, зачем он ее применяет. В противном случае она может принести вред.
Настоящий Мастер-психолог знает, что техниками можно не пользоваться совсем. Обычно он так и делает. Наибольший эффект может принести «просто» разговор.
Это нередко бытующее в студенческой среде суждение наиболее часто выносится о психоанализе как о «несовременном методе» и о поведенческом направлении как «непонятном и слишком механистическом». Высказывающие подобные взгляды не затрудняют себя углублением в суть данных направлений, но делают поверхностные и скоропалительные выводы.
Несомненно, каждое направление имеет свои сильные и слабые стороны. Однако очевидно, что каждый из подходов представляет собой ценность. Если нужно сформировать волю и поведение – нужно обращаться к поведенческому направлению и пользоваться его методами. Психоанализ дает возможность разобраться с проблемами прошлого. Экзистенциализм приглашает обратиться к одной из самых важных категорий – смыслам. Гештальт-терапия помогает посмотреть на жизнь как на процесс и учит психологическому пребыванию в настоящем времени. Гуманистическое направление способствует развитию личности, самореализации, творческих способностей.
В настоящее время во многих источниках говорится об эклектическом консультировании, представляющем собой попытку интеграции лучших сторон различных школ. Можно сказать, что создание собственного эклектического подхода для консультанта – это итог всей его профессиональной деятельности. Однако начало этого Пути всегда лежит в понимании того, какие направления существуют в принципе, их анализа и обязательного личностного проживания наиболее созвучных из них. Но при этом не отвержении остальных.
Не редкие жалобы на то, что психолог не помог, могут быть связаны не только с недостаточной компетентностью психолога (хотя и это, к сожалению, случается не столь редко…). Но с тем, что иногда опытный психолог работает в «своей» парадигме, не понятной и не близкой клиенту и по каким-то причинам не может выйти из нее и позволить себе увидеть перед собой реального человека с его запросом, страхами и опасениями. Это, естественно, вызывает в последнем чувство раздражения, отсутствия контакта и желания уйти.
По сути, эта проблема может быть описана как несоответствие того, что нужно клиенту (его запроса), и того, что может предложить ему консультант (его теоретическая ориентация).
Так, например, в психологии существуют разные взгляды на феномен механизмов психологических защит. Одно из мнений состоит в том, что это не адаптивные явления, мешающие развитию клиента. Соответственно, что будет делать консультант, разделяющий такую точку зрения, в групповой или индивидуальной работе? Разрушать их. А как это сделать? Пригласить клиента осознать свои проблемы, публично (на терапевтической группе) говорить о них, «вспомнить, как происходила эта трагедия» и т. д.