Любовь расколдовывает и трансформирует – вот суть этих историй. Истории красивы, очень выразительны, символичны. Только любовь трансформирует животное и преображает в человека; никакой другой разницы между человеком и животными нет. Единственная разница, единственно возможная разница – любовь. И чем более вы живете из любви, будучи любовью, тем больше в вас рождается человечности. И в высшей точке, в точке омега, человек становится любовью. Теперь превзойдено не только животное, превзойдено даже человеческое. Теперь человек божествен, человек становится Богом. Весь человеческий рост есть рост любви. Без любви мы животные. С любовью мы люди. А когда любовь становится вашим естественным существом, самим вашим ароматом, вы – Бог.
165
Дикая энергия
Любовь дика, и когда человек пытается сделать ее домашней, она в то же мгновение гибнет. Любовь – неукротимый вихрь свободы, дикий, спонтанный.
Нельзя вызвать любовь по собственному желанию, нельзя ею управлять. Управляемая, любовь мертва. Она может быть управляемой, только если ее уже убили. Живая, она управляет вами – не наоборот. Если она еще жива, вы ею одержимы. В ней вы теряетесь, потому что она больше вас; исконная, первозданная, она неизмеримо выше и глубже.
Так приходит Бог, точно как любовь к вам приходит Бог… Бог тоже дик, еще более, чем дика любовь. Цивилизованный Бог вообще не может быть Богом. Церковный Бог, храмовый Бог может быть всего только каменным истуканом. Бог давно исчез из церквей и храмов, потому что Бога нельзя заточить в тюрьму. Церкви и храмы стали кладбищами Бога.
Если вы хотите найти Бога, нужно будет открыться дикой энергии жизни. Любовь – ее первый проблеск, начало путешествия; Бог – его кульминация, высшая точка. Но Бог является диким вихрем, и вырывает вас с корнем, и охватывает одержимостью – и разбивает вас вдребезги! Он убивает и воскрешает. Он становится первым и вторым, распятием и воскресением.
166
Сила
Человек может стать слишком привязанным к тому, чтобы всегда иметь приют или защиту, но это не дает силы. Сила всегда приходит из столкновений с тяжелыми ситуациями.
В старые времена люди уходили в монастыри, или в Гималаи, или в дальние пещеры и там находили определенный покой. Но этот покой не многого стоил, он тут же разбивался вдребезги, когда эти люди возвращались в мир. Их покой был очень хрупок, и они боялись мира. Их уединение было своего рода бегством, не ростом.
Научитесь одиночеству, но никогда не становитесь слишком привязаны к одиночеству. Сохраняйте способность взаимодействовать с окружающими. Научитесь медитировать, но не доходите до такой крайности, чтобы потерять способность к любви. Будьте в молчании, в тишине, в покое, но не становитесь одержимы молчанием, или рыночная площадь станет вам не по силам.
Легко быть в молчании, когда вы одни. Трудно быть в молчании среди людей, но этой трудности нужно сделать шаг навстречу. Научившись быть в молчании среди людей, вы достигли; теперь ничто не может разрушить молчание.
167
Участвовать
Есть вещи, которые нельзя узнать иначе, как в них участвуя.