Подождите. Если всплеск происходит сам собой – хорошо, но не вызывайте его усилием. Если случается всплеск молчания, наслаждайтесь им. Вы должны ему радоваться! Вот в чем несчастье мира – люди не знают, что есть что, и иногда радуются собственному несчастью, а иногда – когда следовало бы радоваться, когда счастье очень близко, – становятся несчастными.
134
Верьте глазам
Никогда ни во что не верьте, пока не пережили этого сами. Никогда не перенимайте предубеждений, даже если весь мир говорит, что что-либо так, а не иначе, пока не столкнетесь с явлением лично.
Великий индийский мистик, Кабир, сказал: «Никогда не верь ушам – верь глазам». Все, о чем вы слышали, ложно. Истинно лишь увиденное своими глазами.
Пусть эти слова будут для вас постоянным напоминанием, потому что нам, человеческим существам, свойственно ошибаться в том, что мы говорим. Мы составляем часть этого безумного мира, безумие есть внутри каждого человеческого существа. Не позволяйте ему быть сильнее вас. Нужно помнить об этом постоянно, – хотя это тяжело, потому что быть предубежденным очень удобно и просто; предубеждения достаются бесплатно. Истина драгоценна; она дорого стоит, платить приходится большую цену. По существу, вам придется поставить на карту всю жизнь – тогда вы ее достигнете. Но только истина освобождает.
Поэтому, глядя на других людей, видя их умы, всегда помните, что точно такой же ум скрыт и в вас самих. И никогда его не слушайте. Он будет вас убеждать; он будет приводить доводы, пытаться склонить вас на свою сторону. Просто скажите ему: «Я посмотрю сам. Я еще жив. Я пойду и сам испытаю все, что необходимо».
135
Аскетизм
Английское слово «послушание», obedience, происходит от латинского obedire, «слушать». Если слушать правильно, возникает послушание.
Если вы правильно видите, это приносит своего рода дисциплину. Главное, чтобы человек внутри был абсолютно пуст, в то время как слушает; абсолютно пуст, в то время как смотрит; абсолютно пуст, в то время как касается – без всякого предубеждения… оставаясь непредвзятым, без всякого пристрастия, даже самого тонкого, потому что любое пристрастие разрушает истину… Без малейшего пристрастия, допуская истину такой, какая она есть, ни к чему ее не принуждая, но просто допуская ее – какой бы она ни была.
Вот аскетическая жизнь религиозного человека. Вот истинный аскетизм: позволить истине сказать свое слово – ни в чем ее не нарушая, никак не окрашивая, никуда не пытаясь направлять, не стремясь так или иначе уложить в рамки своих убеждений. Когда истине позволено быть голой и новой, оставаться самой собой, в вас возникает глубокая дисциплина – религиозное послушание. В вас возникает великий порядок.
Тогда вы больше не хаос; впервые в вас начинает формироваться центр тяжести, гравитационное ядро, потому что истина, будучи познанной, мгновенно становится вашей истиной. Истина, будучи познанной, познанной такой, какая она есть, мгновенно вас трансформирует. Вы не прежний человек. Само это видение, сама эта ясность, само это опытное переживание истины приносит внезапную мутацию. Эта революция и есть подлинная религия.