Но когда это случится, заранее знать нельзя. Просто собирайте и собирайте на берегу цветные камешки – и из них сложится и свершится значительное. Когда камешек один, он простой и ничем не замечательный; но все камешки, сложенные вместе, вдруг становятся бриллиантами. В этом чудо жизни.
Часто люди многого лишаются, потому всегда ожидают великого и значительного, но ничего не происходит. Великое свершается только в малом: завтрак, прогулка, душ, беседа с другом… а можно просто посидеть в одиночестве, глядя в небо; или полежать в постели, ничего не делая, – вот мелочи, из которых складывается жизнь, мелочи, свивающие ткань жизни.
121
Темнота
Никогда не беспокойтесь об отрицательном. Зажгите свечу – и темнота рассеется сама собой.
Не пытайтесь бороться с темнотой. Нельзя победить темноту, потому что ее не существует – можно ли с ней бороться? Просто зажгите свечу – и темнота уйдет. Забудьте о темноте, забудьте о страхе. Забудьте обо всех отрицательных предметах, которые обычно преследуют человеческий ум. Просто зажгите небольшую свечу энтузиазма.
Проснувшись утром, встаньте с энтузиазмом и прежде всего примите решение, что сегодняшний день вы проживете в полнейшей радости – и начните жить в полнейшей радости. За завтраком ешьте так, будто Бог в самой пище, которую вы едите; теперь завтрак становится священнодействием. Принимая душ, помните Бога у себя внутри – знайте: вы свершаете омовение Бога. Теперь ванная превращается в храм, и струя из крана орошает вас святой водой.
Каждое утро вставайте с непреклонной решимостью, с уверенностью, с ясностью; обещайте себе, что этот день будет бесконечно красив, что вы проживете его сполна и выпьете до капли. А вечером, ложась спать, вспомните, сколько красивого случилось за день. Одна эта память поможет красивому вернуться завтра. Засните, вспоминая и перебирая в памяти красивые моменты прошедшего дня. Сны будут красивее. В сны войдет ваш энтузиазм, и даже в снах вы станете жить с новой энергией. Пусть каждый миг будет священным.
122
Между удовольствием и болью
Единственное состояние, в котором человек может пребывать постоянно, – пространство между одной и другой крайностью.
В этом пространстве есть качество молчания и спокойствия. Поначалу, конечно, оно покажется безвкусным, потому что ни боли, ни удовольствия нет. Но всякая боль и всякое удовольствие приносят только волнение. Волнение, которое вам нравится, вы называете удовольствием. Волнение, которое вам не нравится, вы называете болью. Иногда бывает, что вам нравится определенное волнение, и оно оказывается удовольствием, а потом нравится другое, но оно оказывается болью. Даже один и тот же опыт может, в зависимости от ваших предпочтений, стать болью или удовольствием.
Остановитесь посредине, в пространстве между удовольствием и болью. Это самое естественное состояние, пространство покоя. Приходя в него, чувствуя его, постепенно вы узнаете его вкус. Его я называю вкусом дао… Оно как вино. Поначалу оно очень горько на вкус; нужно научиться его ценить… А это самое изысканное вино, какое только бывает на свете, и самое пьянящее из вин – напиток молчания, напиток покоя. Мало-помалу вы начнете понимать его вкус. Поначалу покажется, что вкуса нет – покажется языку, слишком привычному к вкусу боли и удовольствия.