Сердце вдруг защемило, а голову будто проткнули колом. Владимир Яковлевич решил отъехать в ближайший переулок, принять лекарства и переждать приступ. Но только успел затормозить в одном из московских дворов, как потерял сознание, резко ударившись о руль машины…
Уже и обеденные часы прошли, начало смеркаться, а отца все не было видно. Что с ним? Куда он запропастился? Ирина ходила из комнаты в комнату, ожидая звонка в дверь. Но когда все сроки вышли, а Владимир Яковлевич так и не появился, она позвонила мужу и дрожащим голосом рассказала о пропаже Владимира Яковлевича.
– Не паникуй раньше времени. А то беду и накликать можно. Я поеду на дачу, может быть, он решил не уезжать из Переделкина.
Телефона на даче еще не установили, и такое предположение казалось вполне реальным. Но и на даче Владимира Яковлевича не было. Зять несколько раз проехал знакомым маршрутом, расспрашивал постовых, на постах ГАИ – не было ли каких-либо происшествий. Все тщетно.
И только подняв оперативников МУРа, удалось найти Владимира Яковлевича. Он так и сидел в машине до глубокой ночи, не приходя в сознание. А вокруг продолжалась жизнь, ходили люди, но никто не обратил внимания на застывшего за рулем водителя.
Еще целую неделю Владимир Яковлевич находился в больнице, и врачи пытались вывести его из кризиса. Кровоизлияние в мозг – помочь могла только операция. Но и она не помогла бы подняться вечно несгибаемому Климову.
А в ночь с 8 на 9 сентября 1962 года, в роковом для Климовых 70-летнем возрасте, Владимир Яковлевич скончался. И с той минуты так же пусто и одиноко стало возле его постели родным, и дочь, и зять долго не могли поверить в случившееся…
Похоронили великого русского конструктора, прожившего целую эпоху покорения неба – от первых планеров до полета человека в космос, на Новодевичьем кладбище.
Ленинградский завод, которому отданы последние годы жизни, стал называться именем В. Я. Климова. На здании завода установлена мемориальная доска о том, что здесь когда-то работал выдающийся конструктор-моторостроитель Владимир Яковлевич Климов. В Лефортове, возле ЦИАМа, был установлен памятник. Чтобы помнили…
Но память – в продолжении дела, в возрождении и развитии отечественной авиации.
«Если можете хоть что-то сберечь – сделайте это, люди».
Послесловие
ОАО «Климов» – 100 лет на высоте (1914–2014)
В Санкт-Петербурге на площади Академика Климова находится предприятие, которое с гордостью несет имя своего первого генерального конструктора, основоположника авиационного двигателестроения. ОАО «Климов» – петербургское предприятие со столетней историей, в стенах которого сформировалась уникальная конструкторская школа, и сегодня является одним из самых авторитетных российских разработчиков авиационных двигателей.
Годом основания предприятия стал 1914-й, когда было учреждено акционерное общество «Русский Рено». Первый успех и мировую славу предприятию принесли разработки ОКБ под руководством В. Я. Климова, организованного постановлением Совета министров от 26 июня 1946 года, главной задачей которого стало создание воздушных реактивных двигателей. 3 июля 1947 года ОКБ было выделено в самостоятельное предприятие Государственный союзный машиностроительный завод № 117. Директором и главным конструктором уникального по всем параметрам предприятия был назначен Владимир Яковлевич Климов.