×
Traktatov.net » Бизерта » Читать онлайн
Страница 127 из 140 Настройки

— Неужто для вас, Степан Петрович?! — недоуменно спросил тот, с удивлением глянув на собеседника.

— Разумеется, нет. Для моего старшего офицера, — пояснил командир «Гневного» и рассказал о разговоре, состоявшемся между ним и старшим лейтенантом.

Адмирал удовлетворенно кивнул головой:

— Нет ничего проще, Степан Петрович! Как только в штабе эскадры появится очередной список вакансий от властей Туниса, я сразу же предложу вам любую из них по вашему выбору.

— Приятно иметь дело с понимающим и обязательным человеком, Александр Иванович!

— Соответственно, Степан Петрович! — улыбнулся адмирал. — Однако должен заметить, что дураков, правда, за редким исключением, в адмиралы не производят.

— Существенное замечание, — улыбнулся тот.

— К тому же, признаюсь, я весьма признателен вам за заботу о своем подчиненном.

— О моем ближайшем помощнике, — уточнил Степан Петрович.

Адмирал понимающе кивнул головой в знак согласия.

— А теперь приглашаю вас пройти уже в мою каюту, дабы соответствующим образом закрепить наши договоренности, — удовлетворенный их деловым разговором, предложил он. — Думаю, что наши женщины уже успели подготовиться к достойной встрече своих мужчин, — лукаво улыбнулся адмирал.

— Лично у меня в этом нет никаких сомнений, Александр Иванович, — в тон ему согласился Степан Петрович.

* * *

Как и ожидалось, 28 октября Франция официально признала Советский Союз.

Морской префект, вице-адмирал Эксельманс, получив секретную телеграмму, предписывавшую ему совместно с генеральным резидентом в Тунисе принять все меры во избежание возможных повреждений русских кораблей, предложил командованию Русской эскадры собрать офицеров и гардемарин, чтобы лично пережить с ними эту тяжкую новость.

Старый адмирал был очень взволнован, когда в кают-компании эскадренного миноносца «Дерзкий» произнес полную симпатии к старой России речь, в которой сообщил о необходимости личному составу эскадры в кратчайший срок покинуть корабли.

— Вам, офицерам без страха и упрека, — сказал он, — будет сделано все, чтобы смягчить тяжелую минуту, и надеюсь, что мне не придется отдать приказ о спуске Андреевского флага… Однако прошу вас, господа, принять все соответствующие меры к тому, чтобы не допустить каких-либо повреждений на ваших кораблях до передачи их французским властям. Это уже моя личная просьба к вам.

Достойный моряк, он по-человечески понимал и переживал горе русских, но долг офицера заставлял его исполнять данный ему приказ.

— Можете быть уверенными, ваше превосходительство, что случай, подобный с канонерской лодкой «Грозный», не повторится, — заверил его командующий эскадрой.

Морской префект признательно склонил перед ним свою уже седеющую голову.

* * *

29 октября 1924 года в 17 часов на юте* эскадренного миноносца «Дерзкий», флагманском корабле эскадры, были построены все оставшиеся на ней офицеры, гардемарины, а также немногочисленные матросы его команды. Среди них были участники мировой войны и даже моряки, пережившие Порт-Артур и Цусиму. Через 25 минут прозвучала команда:

— На Флаг и Гюйс!

И спустя минуту: