Весьма банальный, хоть и политически грамотный текст. Вы бы вряд ли удивились, встретив подобные цитаты в программной речи кандидата в президенты, губернаторы или мэры. Но я взял их из передовицы «Гардиан» полностью написанной искусственным интеллектом GPT-3, который пока не догадался выдвинуть свою кандидатуру на ближайших выборах под псевдонимом Джон Поль Трепье Третий или Геннадий Петрович Тутанхамонов. География выборов для искусственного интеллекта не имеет значения – цитаты Джона Поля Трепье Третьего из «Гардиан» перевел для меня на русский язык другой искусственный интеллект – гугл переводчик.
Можно было бы поручить искусственному интеллекту, раз он такой умный, самому управлять государством. Но, боюсь, к таким передовым шагам готовы только шведы и белорусы. Шведы – потому что они шведы, а белорусы – потому что изгнав нынешнего лукашенко, рискуют не найти нового, и тогда предпочтут искусственный интеллект. Но вот выиграть выборы при помощи красивых речей становится все сложнее: GPT-3 разработан под открытым кодом и готов написать речь любому из кандидатов.
Можно ли выиграть выборы за счет убеждений или политических позиций? С этим тоже все сложнее. Как вы помните, в последних президентских выборах Украины принимало участие 44 кандидата. А теперь минутка комбинаторики. Если мы выбираем одну политическую позицию (вы за Евросоюз или против), хватит двух кандидатов – один за, другой против. Для того чтобы отразить позиции по двум вопросам (за или против ЕС, за или против легализации марихуаны) нужно 4 кандидата. Один за ЕС и за марихуану, один за ЕС, но против марихуаны, один против ЕС, но за марихуану, и один против ЕС и против марихуаны. Добавляя вопрос о налогах (вам низкие или высокие?) придется умножить количество кандидатов еще раз на два. То есть нам понадобится 8. Четыре вопроса – 16 кандидатов. 5 вопросов – 32 кандидата. И мы все еще не добрались до числа реальных участников украинских выборов! Большее количество вопросов, по которым у кандидата есть позиция, избиратель уже не в состоянии удержать в голове. Таким образом, все возможные политические позиции заняты, некоторые даже по два раза.
У политтехнолога, который в ближайшее десятилетие хочет стать частью команды победителей, остаются две возможности. Либо выбрать «кандидата летучую мышь», такого как Трамп или Зеленский, с уже готовым сценарием «предправды». Либо, подобно штабу Анджея Дуды, поднять на выборах настолько абсурдный вопрос, который никому в голову не мог прийти (кто хуже – гомосексуалисты или коммунисты) и молиться, чтобы он понравился «летучей мыши» и она его подхватила.
Не во всех странах, говорящих по-русски, выборы такие конкурентные, как в Украине. Но все траектории полетов летучих мышей показывают, что 2024 год станет «годом политтехнолога». В один год пройдут президентские выборы и в России, и в Украине, и в США. Не сомневаюсь, что информационные волны этих выборов наложатся друг на друга, и мы получим настоящее «политтехнологическое цунами».
И наконец – конец
Среди тех пожилых людей, чьи жизни мы пытались сохранить тотальным карантином, был и 90-летний Шон Коннери. В апреле 2020 года он планировал посетить премьеру очередного фильма о своем киноперсонаже Джеймсе Бонде «Не время умирать». Но компания «Юнайтед Пикчерс» решила, что эпидемия коронавируса – не время умирать для Джеймса Бонда. Премьеру постоянно переносили, последний раз – на апрель 2021. Шон Коннери на нее не пойдет. Он умер не от коронавируса 31 октября 2020 года.