Хотя информационные «летучие мыши» и заполнили собой новостные телеканалы, рекламные биллборды, псевдодокументальные сериалы и фильмы, основной средой их обитания остаются социальные сети. Сами сети, в лице их руководства, догадываются об этом, и даже охотятся на «мышей». То блокируя сообщения, призывающие жителей Германии протестовать против карантинных мер, то сообщая, что «данное видео было показано на канале, частично принадлежащем государству Казахстан», то обвиняя какого-нибудь президента США в призывах к насилию и снижая рейтинг его твитов. У этих попыток ловли «летучих мышей» есть общее свойство – все они предпринимаются с помощью политических решений. Сети – социальные, а решения – политические. Но с точки зрения современных стандартов демократии, владельцы и руководители соцсетей не являются легитимными политическими лидерами, поскольку не избраны большинством голосов. Однако у них в руках есть неполитические – социальные инструменты, которыми они, к сожалению, не пользуются. Меж тем именно эти инструменты позволили бы сделать из социальных сетей – социально ответственные сети.
Вслед за краудфандингом, краудсорсингом, краудмаркетингом, краудселфингом, открытым мной краудньюсингом, руководителям социальных сетей пора проявить социальную ответственность, и внедрить «краудкраудинг». Этот рекурсивный механизм позволяет регулировать поведение толпы поведением самой толпы.
В царство летучей мыши мы попали, позволив всем, кому не лень, шерить и лайкать всех, кого не лень. Точнее говоря, мы позволили делать это именно тем, кому лень. Кому лень создавать собственный продукт. В физическом мире, чтобы съесть, к примеру, яйцо, нужно сначала самому сделать гайку. Продать гайку – купить яйцо. В мире виртуальном можно, ничего не делая, самому сразу кидать яйца в других. Простое технологическое решение позволит ограничить для пользователя право лайкать и шерить. Закон «социально ответственных сетей» прост: ты можешь раздать столько лайков, сколько получил сам, зашерить столько постов, сколько раз зашерили твои, написать под чужими высказываниями столько комментов, сколько есть под твоими. Сделай свое – получи признание – и только тогда критикуй чужое. Создай идею, которая набрала популярность, и только после этого получишь право поддерживать и чужие идеи.
«Краудкраудинг» финансово не выгоден социальным сетям? Да, но я пишу сценарий утопии, а не бизнес-план для «Фейсбука». Если какая-то соцсеть станет социально ответственной соцсетью и введет ограничения для пользователя на количество лайков и комментов, пользователи уйдут в другие соцсети? Ничего страшного. Пользователей порнхаба соцсети согласились отпустить.
Как развивалась бы инфодемия «Жизни черных важнее» во времена социально ответственных сетей? Полицейский в Миннеаполисе душит Флойда. Случайный зритель, заснявший это, выкладывает видео в соцсеть. Он – молодец. Он работал и создавал контент, снимая видео этого трагического происшествия. Видео шерит глава общины добрых самаритян Миннеаполиса – она получила право на шер за вчерашний свой пост с призывом о помощи бездомным мексиканцам, набравший несколько десятков шеров. Глава местной полиции в своем комменте описывает, как именно будет проходить расследование инцидента. Его коммент лайкает представитель местной адвокатской конторы Бен Крамп. Право на лайк он получил за свою прошлогоднюю статью с разъяснением нюансов закона о процедуре задержания за торговлю наркотиками. Вот и вся инфодемия. Памятники Колумбу и колени гонщиков «Формулы 1» в целости и сохранности, и только Бен Крамп не получил приглашения на шоу ВВС «Великие имена», как адвокат Джорджа Флойда.