Пора было идти покупать гречку, но что-то в этом графике меня смущало. Одно я знал точно – на первом месте в мире по смертности находятся сердечно-сосудистые заболевания. А никак не «болезнь Альцгеймера», которая возглавляла этот, составленный университетом рейтинг. Пока еще не страдая от этого заболевания, я догадался прочитать «мелкие буковки» под графиком. Которые вы встречаете в договоре на ипотечный кредит или обслуживание мобильным оператором. Те самые, где обычно описаны такие незначительные детали как «в случае просрочки платежа вы и ваши дети становитесь собственностью банка и ваши внутренние органы будут проданы с аукциона на границе Косово с Албанией, но вы сможете воспользоваться вашим законным правом через суд требовать возврата НДС на селезенку».
В маленьких буквах и открывался секрет отсутствия в университетском графике таких причин смерти как «сердечно-сосудистые заболевания», «инсульт», «рак легких», наконец хотя бы «дорожно-транспортные происшествия». Не буду больше держать интригу, мелкий текст гласил:
«Смертность, учтенная в этом графике, совокупно учитывает 7% всех смертей, случившихся в мире за указанный период».
Нобелевский лауреат Даниэль Канеман в своей книге «Думай медленно, решай быстро» делает вывод, что только 3% людей способны мыслить статистически. К сожалению, если вы не входите в эти 3%, вы не сможете понять, что имел в виду Канеман. К счастью, я посвятил 10 лет учебы в двух университетах в значительной степени именно статистике и теории вероятностей. 10 лет не пропали зря – они позволили съэкономить на покупке гречки и туалетной бумаги.
В университетском графике 93% всех смертей – то есть те самые, представляющие реальную непреходящую опасность сердечно-сосудистые заболевания, различные виды рака, инсульты, травмы, ДТП – были отброшены за ненадобностью. Оставили в нем только те болезни, на фоне которых статистика коронавируса выглядела бы достаточно пугающе. Коронавирус выступил как «первый парень на деревне» – обогнал по смертности малярию, коклюш, столбняк и другие заболевания, с которыми человечество давно и успешно борется. Занял коронавирус по смертности третье место не среди всех причин, а среди «болезней-лузеров». «В нашем банке вы будете платить только половину от ежемесячного платежа по ипотеке!» – гласит реклама – «но только первый месяц из предстоящих вам 30 лет выплат» – добавляет мелкий шрифт внизу.
В своей работе я тысячу раз сталкивался с манипуляциями статистикой. Чаще в качестве самого манипулянта, чем жертвы. «Василико Пупкиашвили – третий по популярности кандидат в губернаторы Сванетии, среди всех, кто не проходит электоральный барьер!» – в переводе на язык без манипуляций это означает, что популярность нашего кандидата меньше 1 процента. «56 процентов избирателей уверенно заявляют, что с вероятностью 43 процента Василису Пупкиану наберет на выборах мэра Кишинева не менее 63 процентов голосов!» – а это на язык без манипуляций не переводится вовсе.
У меня работа такая. За это нас, политтехнологов, и не любят. А зачем уважаемому университету мелкий шрифт и манипуляции статистикой?