Помня о неприятностях, которые влечет агрессивность собаки по отношению к сородичам, нужно гасить ее проявления с юного возраста вашего питомца, когда это еще легко делать. Взаимную агрессивность собак во всех случаях нужно пресекать запрещающими командами, своевременным взятием на поводок, переключением на выполнение приемов дрессировки. Это особенно удобно делать в процессе занятий с молодыми собаками на дрессировочных площадках, где навыки послушания отрабатываются в окружении многочисленных сородичей.
Ни в коем случае не следует поощрять схватки собак между собой, что, к сожалению, делают некоторые неквалифицированные и невоспитанные собаководы, полагая, что таким образом они стимулируют развитие отваги у своих питомцев. Злоба и отвага собак всегда носят направленный характер. Пес может быть завзятым драчуном среди сородичей, но плохим сторожем или защитником и, наоборот, побаиваться собак крупнее себя, но проявлять бесстрашие в схватках с зубастым зверем на охоте.
Собаки ряда пород, например, пудели, бигли, ньюфаундленды, ретриверы, весьма терпимы по отношению к своим сородичам. Лайки, норные терьеры и бультерьеры, наоборот, очень агрессивны. Это обстоятельство налагает особую ответственность на их владельцев и требует большой предусмотрительности хозяев мирных питомцев при контактах с этими боевыми собаками.
Однако при всех предосторожностях конфликтные ситуации все-таки порой возникают, и собаководы должны уметь избегать нежелательных последствий в этих случаях.
К примеру, два драчливых и неуступчивых кобеля сошлись по недосмотру и вот-вот сцепятся. Если схватить одного из них, то тотчас атакует другой. Здесь уместнее затормозить, переключить агрессию строгими командами владельцев обеих собак: «сидеть», «лежать», с последующим нарочито неторопливым взятием скандалистов за ошейники, причем обязательно обоими владельцами одновременно.
Если же схватка все-таки состоялась, то нужно одновременно ухватить обоих драчунов за хвосты или за задние ноги и слегка приподнять, чтобы, потеряв опору, они расцепились.
Но так удается растаскивать лишь «непрофессиональных» драчунов, которым не свойственна, как говорят, «мертвая» хватка. Когда же противник попадает в зубы норному терьеру или бультерьеру, освободить жертву удается, только разжимая челюсти противника деревянным клином, либо дунув в ухо, либо перекрыв ему дыхание, сжимая горло собаки (осторожно, чтобы не повредить хрящи дыхательных путей).
Тащить вцепившихся друг в друга собак в разные стороны нельзя, так как при этом они наносят друг другу обширные, рваные раны. Когда у одной собаки челюсти свободны (от хватки противника), то ей дают закусить палку, варежку или иной фиксатор. После этого разжимают челюсти второй собаки и тоже оставляют у нее в пасти фиксатор. Собак разводят и только после этого позволяют им выплюнуть предметы, фиксировавшие челюсти.
Попытки разнять сцепившихся драчунов битьем бесполезны. В пылу схватки собаки относят причиненную битьем боль на счет действий противника и распаляются еще больше. К тому же, ударив во время драки собак своего питомца, вы совершаете по отношению к нему акт предательства, а, ударив чужого пса, вступаете в конфликт с его владельцем. При таком неграмотном и некорректном поведении собаководов конфликты собак порой перерастают в баталию их хозяев.