Еще один интересный критерий предложила киноактриса Н. Мордюкова. Она отметила, что важное значение для благополучия семьи имеет эмоциональная тональность мужчины («настоящий мужчина живет страстями…»), а затем рассказала о причине развода своей подруги. Объясняя, почему она подала на развод, подруга призналась: «Это ужасно, я всегда считала его таким умным, не то, что я. А он решил, наверное, что одной моей головы на нас обоих хватит. Он ничего не ищет, это ужасно, ведь ему еще нет и 40. А я, которая всю жизнь карабкалась к нему, вдруг будто вышла на гладкую стеклянную равнину. Пусто стало. Грустно. Неинтересно…»
Излагая мысли Мордюковой и ее подруги в более наукообразной форме, мы имеем основание сказать, что остановка в работе над собой, отказ в поисковой деятельности, свойственной мужчинам от природы, в ряде случаев также делает семью несчастливой. Равно как и эмоциональная бедность, излишний рационализм.
Обобщая все приведенное выше, мы можем попытаться сконструировать формулу счастливой любви. Очевидно, она должна состоять из показателей двух типов — обязательных и желательных. К первым относятся такие, отсутствие которых однозначно делает семью неблагополучной, несчастной. Этих лимитирующих показателей три — честность, дети и сексуальная гармония. Все остальные, включая, как ни странно на первый взгляд, и любовь, и уважение, и терпимость к недостаткам и т. п., оказываются только желаемыми.
Конечно, такое распределение условий вызывает смущение и даже сомнение в правильности проведенного анализа. И поэтому мы дополнительно проштудировали литературу о любви. А в ней нашли, например, такие строки. Пишет социолог С. Ковалев: «Счастливый брак стал в нашем сознании неотделим от взаимной любви, и сколь же горько сознавать, что ожидание любви и даже само ее существование в супружестве приводит часто к гибели семьи…» Почему? Дело в том, что семья, построенная на любви, — лишь одна из исторических форм семейных отношений, получивших распространение сравнительно недавно. А разговоры, песни, кинофильмы и книги о любви настолько фетишизировали это чувство, что людям кажется — если ушла любовь, то сохранять семью нет смысла.
Это неверно. Семья может и должна сохраняться и после того, как любовь ушла. Сохраняться на уважении, взаимных симпатиях, необходимости воспитывать детей, общем хозяйстве и т. д. Если бы любовь так не поэтизировали, уважение, симпатии и прочее имели бы значение, в противном случае сохранить семью не удается.
Немаловажен и еще один аспект — желание молодых людей любить и быть любимыми заставляет многих из них вести активный поиск любви и часто принимать за любовь то, что ей вовсе не соответствует, в частности влюбленность. Конечно, человеческие чувства трудно, если вообще возможно, проверить «алгеброй», но все-таки считается принятым, что истинная любовь состоит, как минимум, из трех компонентов — дружбы, уважения и сексуального желания, тогда как влюбленность — лишь из одного. Необходимо иметь в виду и следующее — в нетерпении любви люди ищут не супруга, а любимого, забывая о том, что жить предстоит не с самой любовью, а с ее носителем, а это далеко не одно и то же.