В таких семьях, указывают специалисты, вина за конфликт смещена в другую сторону — каждый из супругов согласен взять вину на себя и переживает от беспомощности исправить ситуацию, измениться самому. Но как?
В этом-то все и дело. В глубине души каждый все-таки считает себя правым и думает, что измениться «по-настоящему» сначала должен второй супруг, ему же после этого достаточно только скорректировать внешнюю сторону своего поведения.
Эмоционально изолированная семья. Муж: «У меня дома все хорошо. Жена, двое детей, друзья, врагов нет. Но меня постоянно преследует ощущение, что я неудачник, что мне все время немного не хватает везения, счастья…» Жена: «Мне завидуют все подруги — муж не пьет, не забывает сделать подарки ко дню рождения и свадьбы, постоянно выполняет любую просьбу. Но… мне все время кажется, что он как бы за стеклом, что ни от меня, ни от него друг к другу никакие биотоки не проходят…»
В таких семьях ярко выраженные конфликты редки — мелочи быта действительно не проникают через стекло эгоизма, броню личного интереса. Но уж если, накопившись, они превысят некую «критическую массу», то, как всегда бывает у эгоистов, будут греметь долго. Основа неблагополучия такой семьи — нежелание вникать в семейную жизнь, обременять себя семейными заботами, а главное, признать свою вину во всем этом.
Односторонне эмоционально зависимая семья. Муж: «Я не люблю свою жену, но не хочу разводиться ради ребенка — она испортит его своим влиянием, не сможет воспитать его». Жена: «Какая я была дура, что вышла за него. Но теперь уже поздно — ребенок, квартира… Однако, если он не станет вести себя хуже, я пожертвую собой и не подам на развод…»
Особенность этой ситуации в том, что выйти из нее человек хочет своеобразным способом, заняв позицию сверхответственности за распад семьи. Муж как бы говорит: «Да, я виноват, но поскольку я не обвиняю ее и не ухожу от ответственности, то я все-таки ни при чем». Жена буквально вторит ему: «Да, я виновата, но раз я жертвую собой, то остановка в изменении к лучшему только за ним». И в том и другом случае позиция «спасителя» или «жертвы» дает возможность тщательно скрыть истинное положение вещей и отказаться от внутренних изменений, как того требует честное поведение.
Кроме этих, наиболее часто встречающихся типов неблагополучных семей, известны и другие. Глубоко вникать в их особенности мы не будем. И приведенных примеров достаточно, чтобы согласиться с выводом: нечестность — главная причина неблагополучия, в какой бы форме оно ни выражалось. Кстати, с этих психологических позиций становится понятной подмеченная JI. Н. Толстым закономерность — каждая несчастная семья несчастна по-своему. Ведь проявлений этой нечестности может быть сколько угодно. В то же время, если залогом счастья в семейной жизни является честность, не удивительно, что счастливые семьи похожи друг на друга.
Правда, если нечестность обязательно приведет к неблагополучию в семье, то сама по себе честность еще не гарантирует счастья. Почему же так много нечестных людей? Здесь опять приходится сделать упрек нашей школе, которая пока не очень спешит «реформироваться».