Официальные власти сделали, кажется, все, чтобы предать имя великого угодника Божия забвению: имя было запрещено, книги спрятаны, Андреевский собор взорван, город Кронштадт закрыт для въезда. Тем большим чудом нечаянной радости стала канонизация Батюшки Иоанна в 1990 году. Как сейчас помню, каким событием стала первая проповедь в духовной академии в Петербурге об отце Иоанне Кронштадтском. До сих пор храню газету («Курские епархиальные ведомости») с первой публикацией его проповеди после семидесятилетнего перерыва. Тогда с нее делали ксерокопии.
Канонизация Святого Иоанна Кронштадтского стала еще одним из его многочисленных чудес. Я – тогда еще мирянин – сподобился быть в тот день на берегу Карповки. Людей было так много, что многие сидели на ограде монастыря, стояли на крышах соседних домов (особенно на крыше дома на другом берегу Карповки, напротив монастыря). Удивительно, что милиция их не трогала и не прогоняла. Запомнился яркий солнечный день… Видимо, опасаясь дождя или жаркого солнца, над помостом для молебна был воздвигнут навес в виде козырька.
Удары колокола-благовеста известили о приезде Патриарха. Все верующие хорошо знали Митрополита Алексия, и вот впервые мы увидели его Патриархом. Это был хорошо знакомый всем нам Владыка, и в то же время незнакомый – новый всероссийский Патриарх. Удивительная деталь, – знали ли об этом устроители? – помост, на котором должно было совершиться прославление, был устроен как раз напротив того самого крестика, выбитого чьей-то верующей рукой на гранитном цоколе монастыря, у которого всегда молились верующие отцу Иоанну Кронштадтскому. Этот скромный крестик, заменявший верующим возможность поклониться мощам отца Иоанна, почитается и поныне – редкий богомолец и сейчас не войдет в монастырь, прежде не приложившись к нему».
ИЗ ДНЕВНИКОВ ОТЦА ИОАННА
Об Апостоле Иоанне
«Аще хощу, да той пребывает, дондеже прииду, что к тебе, ты по мне гряди» (Иоанн гл. 21, 22).
Эти высокознаменательные слова Господа о сверхъестественном. бессмертии Иоанна Богослова, сказанные апостолу Петру, были ответом, на его вопрос касательно апостола и евангелиста Иоанна Богослова: Сей же что? То есть, если я буду распят и умру на кресте по Твоему предречению за проповедь и свидетельство о Тебе пред язычниками и иудеями, то какою смертью скончается Иоанн? И Господь отвечает ему как праведный Судия, имеющий власть живота и смерти: «Если Я хочу, чтобы он оставался жив (до второго страшного Моего пришествия на землю), что тебе до этого? Ты по Мне гряди, т. е. ты умри ради Меня на кресте, как и Я умер за тебя и за род человеческий, а Иоанн будет жить до общего воскресения и суда».
И прежде сего – до страданий Своих – Господь говорил прикровенно о том. же бессмертии Иоанна во время беседы с учениками и с народом: «Истинно говорю вам, что есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, доколе не увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мр., 9, 1). Эти слова относились к апостолу Иоанну Богослову, хотя сказаны прикровенно как бы о нескольких лицах, а не об одном. Итак, Иоанн Богослов преставился, но не умер, а «доселе жив пребывает и от земли не отступает, и ждет втораго страшнаго пришествия» Владыки на землю (стихира на малой вечерни в праздник Иоанна Богослова), – хотя и на небе предстоит престолу Божию и предстательствует всегда о Церкви Христовой. Вот сколь державно и боголепно и по достоинству прославил и прославляет Господь Своего возлюбленного ученика и наперсника, и хранителя, и питателя Своей Пречистой Матери, Девы Марии до конца Ея земной жизни. Ее Господь воскресил из мертвых в третий день, а возлюбленному ученику повелел жить до второго Своего пришествия, когда Иоанн по плоти будет убит слугами Антихриста, как Илия и Енох, и потом словом Божиим будет жив во веки веков. Такова слава, таково бессмертие возлюбленного ученика Христова!