Возвращаясь к ботайской культуре, следует отметить, что и С. Захаров, говоря о ее пришлости, не привлекает каких-либо принципиально новых данных. Опять все строится на сходстве материальных признаков, зачастую сходстве весьма условном. Результат, как пишет Захаров – «Племена Волго-Окского междуречья – единственная среда, откуда она могла проникнуть на территорию Северного Казахстана и Зауралья». То есть опять соединение прямой линией «схожести», с выбором только одного довольно произвольного по сути направления – в данном случае опять предполагается движение с запада на восток, что никак не увязывается с данными ДНК-генеалогии. Если ботайская культура – эрбины, то общее движение было с востока на запад, на Русскую равнину. А данных по трупоположению Захаров не приводит.
В качестве дополнительного материала по продвижению гаплогруппы R1b на Урале и в северном Казахстане, приведем некоторые данные по доле гаплогруппы R1b у башкир, которая варьируется от популяции к популяции в пределах от 7 % до 84 % (Лобов, диссертация, 2009). У пермских и баймакских башкир эта доля составляет 84 % и 81 %, соответственно. У бурзянских, западно-оренбуржских и саратовских-самарских башкир – 33 %, 23 % и 18 %, соответственно. У восточно-оренбуржских и абзелиловских башкир – 9 % и 7 %. У стерлибашевских башкир Предуралья гаплогруппы R1b вообще не оказалось. Возможно, лингвисты могут сопоставить эти данные с наличием архаических тюркских языков в данных регионах, хотя связь может быть весьма опосредованная. А по дене-кавказским языкам там данных нет. В регионах меняются (вытесняются или приходят) как гаплогруппы, так и языки. Содержание гаплогруппы R1b у народов данного и соседних регионов следующее (Wiik, 2008):
Для сравнения, содержание гаплогруппы R1b в других странах составляет:
В Средней Азии состав гаплогруппы R1b по популяциям:
После прихода эрбинов на Русскую равнину, оставляя за собой цепь археологических культур, отмеченных выше, – хвалынскую, самарскую, средневолжскую, раннюю ямную, раннюю катакомбную, раннюю майкопскую, они перешли Кавказ и вышли в Месопотамию. На Кавказе большинство гаплотипов гаплогруппы R1b относятся к древнему субкладу L23, тому же, что и преимущественно у башкир. Датировки по гаплотипам дают время жизни общего предка примерно 6200 лет назад. Там же, на Кавказе, – дене-кавказские языки (карта ниже – с проекта С. Старостина «Вавилонская башня»):
Впрочем, то, что написано рядом с этой картой на указанном лингвистическом сайте, а именно, что колыбель сино-кавказской макросемьи находилась к югу от Кавказа, что распад ее датирован примерно 11 тысяч лет назад, а ее выделение, как и других языковых макросемей, «из единого гипотетического праязыка, из которого вышли все ныне известные живые и мертвые языки», «отнесен за рубеж 13–14-го тысячелетий до н. э.» – это все, конечно, фантазии. Таких данных нет, это все «по понятиям». На самом деле, сино-кавказская языковая семья, она же дене-кавказская, более 30–40 тысяч лет назад находилась в Южной Сибири, ее носители (гаплогруппы Q) 11 тысяч лет назад давно уже были в Америке, другие носители (гаплогруппы P, Q, R, R1, R1b, R2)