×
Traktatov.net » Гроза над Цхинвалом » Читать онлайн
Страница 28 из 109 Настройки

12. Светлов

Проснулся Олег, чувствуя себя совершенно разбитым – так часто бывает, если засыпаешь на закате. Да и вообще, какой-то мудрый человек сказал: «Если после сорока лет, проснувшись, вы ощущаете, что у вас ничего не болит, значит, вы уже умерли».

Умывшись, Светлов осмотрел снедь, коей его снабдила в дорогу заботливая жена Нестора, и решил, что продуктов хватит по меньшей мере на неделю. Тоже хорошо – одной проблемой меньше. А то, пока в незнакомом городе определишь, где лучше питаться, массу времени угробишь.

Он вышел на балкон. Вечерняя дымка уже укрывала вздымавшиеся поодаль горы. Олег раскрыл блокнот (ноутбуки он не любил, предпочитал записывать заинтересовавшие его сведения по старинке, от руки), быстро просмотрел текст. Азы, конечно, минимум, любой специалист презрительно скривится. Но лучше это, чем ничего. Он начинает с нуля, и строить из себя знатока не собирается. Да и не историк он. Итак…


Предками осетин считаются кавказские аланы. «Название Алания произошло от племен, именуемых аланами, которые на их собственном языке называются „Ас“», писал в пятнадцатом веке Иосафат Барбаро.

В Приазовье и Предкавказье этот народ жил с I века. Принадлежал он к скифскому племени, которое сейчас часто причисляется к арийцам. В давние годы аланы, считавшиеся прекрасными наездниками и стрелками, распространили свои владения до Дона; против их набегов парфянский царь Вологез искал защиты у Веспасиана; с ними в царствование Адриана боролся Арриан. «Почти все аланы высокого роста и красивого облика, волосы у них русоватые, взгляд если не свиреп, то всё-таки грозен; они очень подвижны, вследствие лёгкости вооружения, во всём похожи на гуннов, но несколько мягче их нравами и образом жизни. Счастливым у них считается тот, кто умирает в бою», – так описывал аланов Аммиан Марцеллин еще в четвертом веке.

В Европе этот народ знали хорошо. Некоторые аланы покинули родные места и около 375 года в союзе с гуннами разгромили царство короля остготов Германариха, еще через тридцать лет вместе с суевами и вандалами вторглись в Галлию. Часть их, поселилась южнее Луары, и позже была мало помалу уничтожена. Другая часть перешла в Испанию, потом была оттеснена в Лузитанию, где с течением времени имя их исчезает.

Иная судьба ожидала тех, кто остался на родине. Никифор Василаки в XII веке писал: «Там, у подножья высокого Кавказа, пасутся стада многих племён этого великого народа, который я бы назвал паствой Христовой, цветом скифов и первым плодом Кавказа. Они самый воинственный народ среди кавказцев; если ты посмотришь на их множество, то найдешь отвагу, которой нет нигде более; если ты заметишь их доблесть в бою, то ни во что не поставишь мириад врагов. Ибо иные народы выделяются множеством своих сил, а другие – храбростью и воинским умением, но этот победил их всех и служит только Христу. Ибо они были пленены Его всесвятыми словами и ныне славятся среди нас соблюдением обрядов и своим христианством, и рады называться слугами Христа, друзьями и союзниками христиан».

Потом пришли годы татаро-монгольского нашествия. Вместе с кипчаками аланы отражали атаки пришельцев, но монголы расстроили этот союз, и некогда великое государство было уничтожено. Нелегко далась эта победа выходцам из Азии. В своей «Истории монголов» Плано Карпини сообщал: «Когда они начинают осаждать какую-нибудь крепость, то осаждают ее много лет, как это происходит и в нынешний день с одной горой в земле Аланов. Как мы полагаем, они осаждали ее уже двенадцать лет, причем те оказали им мужественное сопротивление и убили многих татар и притом вельмож…»