×
Traktatov.net » 100 великих афер » Читать онлайн
Страница 317 из 346 Настройки

Вскоре Фудзимура попал в больницу. После смерти матери у Синити появились проблемы с сердцем. В больничной палате с ним могли встречаться только врачи и юристы.

Многие задавались вопросом, что заставило знаменитого археолога пойти на подлог. Тщеславие? Деньги? Карьера? В газетах Фудзимуру обвиняли во всех смертных грехах, но по японскому законодательству состава преступления в его действиях не было. В конце концов он ведь не разрушал, не грабил археологические раскопы, напротив, подбрасывал артефакты, причем делал это безвозмездно.

После первых удачных находок от Фудзимуры ждали новых открытий, и он не мог не оправдать этих надежд. Коллеги вспоминают, что обнаружив артефакт, он был излишне возбужден, тут же бросался к радиотелефону и сообщал о находке друзьям. Высказывались предположения, что Синити страдал редкой формой шизофрении, но медицинских подтверждений тому не нашлось.

Репортеры были поражены, когда после разоблачения многие из тех, кто хорошо знал Фудзимуру, продолжали верить в его порядочность и говорили, что произошло досадное недоразумение. Его ближайший сподвижник Тосиаки Камата заявил: «Это самый честный человек из тех, кого я встречал за свою жизнь. Меня поражало, с каким равнодушием он относился к деньгам и к славе».

Однако вскоре Камата признал, что в течение многих лет находки Фудзимуры ни разу не проверялись – провести научную датировку артифакта и его тщательное исследование не позволял высочайший авторитет археолога, ему верили на слово. Камата высказал сожаление, что под подозрение попали не только находки Фудзимуры, но и другие достижения института.

Для многих коллег разоблачение Фудзимуры поставило крест на профессиональной карьере. Хирози Кадзивара, профессор университета Тохоку Фукиси, выглядел убитым: «Двадцать лет моей исследовательской деятельности оказались бесполезными для науки, ведь в своих работах я отталкивался от артифактов Фудзимуры. В голове не укладывается, как можно было сотворить подобный подлог?»

По мнению же его зарубежных коллег, была поставлена под сомнение работа всей японской археологии, а не только одного института. В каком-то смысле они правы – фальшивые раскопки проводились не только институтом Тохоку, но также и другими организациями, такими, как археологическая исследовательская группа из университета Тохоку Фукиси.

Журналисты жаждали крови. Они начали подозревать в мошенничестве чуть ли не всех известных археологов Японии. В начале 2001 года популярный еженедельник «Сюкан бунсюн» обвинил в подлоге заслуженного профессора в отставке Мицуо Кагаву. Не выдержав травли, ученый покончил жизнь самоубийством, оставив предсмертную записку, в которой утверждал, что не признает себя виновным и уходит из жизни в знак протеста против необоснованных нападок.

Представитель Археологической ассоциации Японии Митсунори Тозава сообщил, что признания ученого должна проверить специальная комиссия. «Мы отнеслись к словам Фудзимуры очень серьезно, и если мошенничество действительно имело место, придется переписать более половины учебников по археологии Японии».