×
Traktatov.net » В царствование императора Николая Павловича » Читать онлайн
Страница 132 из 174 Настройки

— Ваше величество, — Шумилин решил сменить тему разговора, — если вы немного перекусили и отдохнули, то, может быть, мы продолжим смотреть фильм о наших спецназовцах? Если да, то я включу проигрыватель…

— Александр Павлович, — спросил царь, — я обратил внимание, что в этом, как вы говорите, фильме, ваши солдаты почему-то ходят без строя и не в ногу. Неужели у вас не проводят парадов и смотров войск?

Шумилин с трудом скрыл усмешку. Он хорошо знал, что больше всего в армии Николаю Павловичу нравилась парадная, чисто декоративная сторона дела. Все это потом и довело русскую армию до неудач во время Крымской войны. Одно дело – лихо делать ружейные приемы, щелкать каблуками, и, вытягиваясь в струнку, есть глазами начальство, и другое дело – метко стрелять из этих ружей, быстро их перезаряжать, стараясь одновременно укрыться от огня противника.

Но он решил отложить разговор об армии на потом, и потешить душу любителя шагистики. Он поставил диск с записью майского военного парада в Москве на Красной площади в честь годовщины Победы.

Увиденное Николаю очень понравилось. Тут он был в своей стихии. Он даже расцвел, когда услышал команды: "Парад, равняйсь! Смирно! К торжественному маршу…" Заиграл оркестр, грянул марш, и началось прохождение частей участвующих в параде. Когда проходили суворовцы, Николай поинтересовался. — Александр Павлович, это что, ваши кантонисты?

— Нет, ваше величество, — ответил Шумилин, — это что-то вроде кадетов. Ребята, которые получают среднее образование, и, одновременно, привыкают к военной службе. А потом, после окончания суворовского училища, они поступают без экзаменов в военные училища.

— Суворовские училища? — задумчиво произнес царь, — это интересно… Значит, вы еще помните о князе Италийском и графе Рымникском, Александре Васильевиче Суворове… Похвально.

А тем временем по брусчатке Красной площади, чеканя шаг, шли пехотинцы, моряки, летчики. Оркестр исполнял марши, которые Николаю были незнакомы, но очень ему понравились. Особенно императору пришелся по душе марш "Артиллеристы, Сталин дал приказ…". Он расцвел, когда Александр сказал ему, что это марш артиллеристов. И попросил ноты, сказав, что теперь пешая артиллерия будет ходить на парадах на Царицыном лугу именно под этот марш.

А вот прохождение боевой техники потрясло его. Особенно танков Т-90, САУ "Мста-С" и систем залпового огня "Смерч". А при виде межконтинентальных баллистических ракет "Тополь-М" Николай просто впал в ступор.

— Что ЭТО? — спросил он, облизывая пересохшие губы, — это орудие такого огромного калибра?

— Нет, ваше величество, — ответил Шумилин, лихорадочно соображая – как доступно объяснить самодержцу – что такое баллистическая ракета, — это не орудие, а самое страшное оружие нашего времени. Выпущенный из такой машины снаряд может с невиданной точностью поразить свою цель на огромном расстоянии, даже на другом континенте, и, высвободив все силы ада, полностью уничтожить огромный город, или вражескую армию на марше.

Николай настороженно посмотрел на Шумилина. Возможно, что только сейчас до него дошло – насколько могущественны потомки, и каким страшным оружием они располагают. Неизвестно до чего бы он еще додумался, но в этот момент дверь в помещение открылась, и на пороге появилась Ольга Румянцева с Сергеевым-младшим. В руках у них были сумки с одеждой.