С 1690 года начинается запуск новых монет в обращение. Запуск осуществляется стандартно: ими выплачивают жалованье, принимают налоги с пошлинами и оплачиваются государственные заказы. При желании монеты можно было получить, свободно обменяв в отделении Государственного банка России на любые другие.
Понимая, что поначалу он может не справиться с объемами чеканки, Петр открыл только одно отделение банка. В Москве. Однако начал готовить их открытие по всем остальным крупным городам России. В будущем же, по его замыслу, Государственный банк России должен будет войти буквально в каждый город державы. А местами и заглянуть к соседям. Но пока действовал филиал только в Москве, а потому обменная нагрузка не была чрезмерной. Тем более что хождение старых копеек никто не запрещал. А вся реформа проходила очень мягко и… хм… человеколюбиво.
Важным моментом стало то, что обменные курсы были предельно объективны. Повторения Медного бунта или учинения еще каких-либо глупостей в этом формате Петру не хотелось.
Вот такая примерно таблица соответствия со старыми деньгами на 1690 год:
Любые иные деньги из меди, серебра и золота как отечественные, так и иностранные, принимали к обмену в Банке России без наценок и комиссий. И такое положение было установлено на 10 лет (до 1700 года включительно), после которых вводилась стоимость обмена в 2 % от суммы.
Векша, куна и соболь соотносились между собой по плавающему курсу, чтобы без изменения монет можно было корректировать ситуацию, оперативно реагируя на рыночную стоимость металлов и не допуская перекосов. Для учета вводился счетный империал, который на момент введения содержал в себе 1 соболь или 30 кун или 2400 векш. Соответственно первоначальная пропорция устанавливалась царским указом в виде 1:30:2400 между этими монетами. Причем для удобства расчетов и прочего всю финансовую документацию и ценные бумаги требовалось вести в счетных империалах, указывая в обязательном порядке курс на момент сделки.
Другим важнейшим направлением в финансовых реформах, проводимых Петром, стало создание в Москве двух бирж: товарной и фондовой. А также инициация создания акционерных обществ самого разного характера. Само собой, с грамотной законодательной поддержкой.
Этот шаг позволил не только радикально упорядочить крупные торговые операции, но и простимулировать их. Уже через десять лет после начала действия усилиями Петра на московских биржах торговался практически весь крупный опт внутреннего оборота России. А частично и внешнего оборота, ведь удалось проложить шоссированную дорогу с дорожными фортами до Новгорода, откуда оптическим телеграфом оперативно передавать сводки по товарам, поступившим через таможню.
Само собой, не мог обойти Петр и вопрос предоставления классических услуг банковского сектора.
Например, в Государственном банке России появилась возможность открытия накопительного счета как для юридических, так и для физических лиц. Причем депозиты предлагались разные: как срочные, так и до востребования. Никто в мире не предлагал таких услуг. Петр стал первым. А акционерным обществам стало можно создавать расчетные счета и пользоваться платежными поручениями.