Несколько иным путем пошел известный авиаконструктор О. К. Антонов, создавший планер-биплан «КТ» — «Крылья танка», для переброски легких танков Т-60 партизанам по воздуху. Проект был воплощен в жизнь, но несмотря на успех первого полета, ничего хорошего из этого не вышло, поскольку в СССР в то время не было достаточно мощных самолетов-буксировщиков, способных тянуть за собой такой большой груз достаточно долгое время.
«Крылья танка» О. К. Антонова с танком Т-60
В 1945 г. японцы построили аналогичный аппарат, предназначенный для доставки по воздуху специально спроектированного для этих целей небольшого танка. Общая масса планера КУ-6 с площадью крыла 60,3 кв. м и танка составляла всего 3,5 т, но в воздух этот комплекс так все-таки и не поднялся.
Немецкие конструкторы в годы Второй мировой войны сумели создать огромный десантный планер Ме-321, но подходящего самолета-буксировщика у них для него тоже не нашлось. При размахе крыла 54,9 м взлетная масса планера составляла 39,4 т. Для сравнения: самый большой самолет того времени АНТ-20 «Максим Горький» имел размах крыла 63 м и полетный вес 42 т.
Германский тяжелый планер Ме-321
Впрочем, немцы придумали, каким образом его все-таки поднять в воздух, и «запрягли» в Ме-321 целых три самолета Bf-110, каждый из которых тащил планер за отдельный трос.
Несколько позже для буксировки Ме-321 приспособили два соединенных общим крылом бомбардировщика Не-111Н, с добавленным для большей мощности пятым двигателем.
Эта конструкция получила индекс Ме-111Z (Z — первая буква слова Zwinning — близнецы). Было даже построено 12 таких самолетов, и некоторые из них ограниченно применялись на Восточном фронте. Подобная аэросцепка была тихоходной (скорость буксировки планера Ме-321 самолетом-буксировщиком Не-111Z составляла всего 220 км/ч), громоздкой и маломаневренной, что превращало ее в хорошую мишень для истребителей. Поэтому проблему буксировки планера решили установкой на Ме-321 шести французских моторов «Гном-Ром» по 750 л. с. Так был создан самый большой транспортный самолет Второй мировой войны Ме-323.
Под руководством П. Гроховского в 1930-е гг. у нас в СССР разработали специальную подвеску для перевозки легких танкеток «под брюхом» тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Танкетку можно было сбросить в полете на парашюте с диаметром купола 30 м, парашют при этом укладывался в специальный короб. В 1935 г. подвеска Гроховского была принята на вооружение Красной Армии под индексом ПГ-12.
Тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с подвеской легкого танка Т-37А
Впервые публично этот способ десантирования продемонстрировали на маневрах в Киевском особом военном округе осенью 1935 г., что произвело на иностранных военных атташе сильное впечатление. С бомбардировщиков ТБ-3 сбрасывались легкие плавающие танки Т-37 весом по 3,5 т. При этом в процессе десантирования экипажи находились внутри боевых машин. Нужно также отметить, что в 1936–1937 гг. отрабатывались и испытывались и другие способы десантирования боевых машин на парашютах и без них. Например, проводились сбросы танка Т-37 на бреющем полете на воду. На танке было установлено дополнительное деревянное днище, крепившееся к танку тросами. Сброшенный с высоты 5–6 м на скорости 160 км/ч танк благополучно приводнился, проглиссировав 25–30 м.