Чтобы еще больше усилить его вооружение, фирме «Даймлер-Бенц» поручили разработать для этого танка облегченную версию башни «Shmalturm», которая в оригинале предназначалась для модификации Ausf. F танка «Пантера», но должна была быть оснащена не 88-мм орудием от танка «Королевский тигр», а стандартной для Pz IV 75-мм пушкой с длиной ствола 48 калибров, но без дульного тормоза. Опытный образец нового танка рассчитывали сделать в мае 1945 г., но по понятным причинам изготовить его не успели.
Ощущая острую потребность в противотанковых САУ, немцы осуществили подчас весьма оригинальные проекты по установке противотанковых орудий на любое мало-мальски подходящее шасси. Одним из них явился проект установки 50-мм противотанкового орудия на шасси тягача «Ост», осуществленный в 1943 г.
50-мм противотанковая САУ на базе тягача «Ост» 1943 г.
Поразительно, но немцы находили возможности даже для того, чтобы строить деревянные макеты советских танков Т-34 на автомобильном шасси и затем использовать их для тренировки своих артиллеристов.
Весьма активно использовали немцы и советские трофейные танки Т-34, которые дополнительно бронировали по бортам при помощи съемных экранов.
Трофейный советский танк
Т-34/76 обр. 1942 г.
с экранированным шасси
Проектирование другой, едва ли не самой оригинальной серии германских танков САУ началось в 1942 г. и проводилось силами фирм «Адлер», «Аргус», «Ауто-Юнион», «Везершютте» и «Клокнер-Гумбольд-Дейтц» — не слишком известных среди ведущих производителей бронетанковой техники, а потому и менее занятых проблемами выпуска серийных броневых машин и в силу этого имевших больше возможностей работать на перспективу. Главным требованием Департамента вооружения вермахта была максимальная унификация всех основных деталей ходовой части, двигателя и конструкции самих машин, с тем, чтобы в итоге обладать действительно тотальным оружием для тотальной войны. Вся серия получила обозначение «Е» (от слова «экспериментальный»), и можно сказать, что, по крайней мере на бумаге, поставленная перед конструкторами задача была успешно выполнена.
Так, например, главной особенностью конструкции корпуса являлась максимальная загрузка механизмами его задней части и облегчение передней, чтобы ставить туда как можно более толстую броню и мощное орудие. Двигатель также унифицировался, причем увеличение его мощности достигалось простым увеличением количества цилиндров. Для всех машин марки «Е» колеса и гусеницы были одинаковыми, но вот количество колес, располагавшихся в шахматном порядке, зависело от веса: чем тяжелее — тем больше колес, чем легче — тем меньше, а сама ходовая часть — короче. Вместо труднозаменяемых в полевых условиях торсионов была применена внешняя пружинная подвеска с гидроамортизаторами, что не только облегчало ремонт, но и увеличивало объем боевого отделения. Ведущие колеса — по опыту СССР и его союзников — устанавливались сзади, при этом катки шасси в целях экономии резиновых бандажей не имели. Все это дало возможность сконструировать танки и САУ с низким силуэтом, надежной броней и сильным вооружением, создать хорошие условия для работы их экипажей.