Идея А-57 родилась в Новосибирске, но для дальнейшей проработки проекта Бартини перевели под Москву в г. Люберцы. Его группа располагалась на территории завода № 938 -вертолетостроительного ОКБ Н. И. Камова. Однако А-57 не построили. Помимо общего охлаждения интереса руководства СССР к стратегической авиации, имелись проблемы субъективного характера. Бартини был скорее «генератором идей», а не организатором производства, полагая, что его задача - найти решение, а воплощать его в металл должны другие.
«Ход конем» А.Н. Туполева
Стратегическая авиация всегда являлась приоритетной в работе туполевского коллектива, который после создания Ту-95 вел исследования по созданию сверхзвукового самолета подобного класса. Но к этому времени у руководителя СССР Н.С. Хрущева сложилось вполне определенное мнение о роли и судьбе бомбардировщиков, а переубеждать его было делом не только бесполезным, но и опасным. Обладавший большим жизненным опытом Туполев не желал и не имел сил вступать в полемику с Хрущевым, но, понимая, что «хоронить» стратегическую авиацию пока еще рано, старался пережить это время с наименьшими потерями. Решение оказалось не простым, однако, как показал и последующие события, единственно верным для реализации долгосрочных интересов фирмы. Вероятно, Туполев сумел фактически спровоцировать конкурс на стратегический бомбардировщик, в котором победа бы досталась не его проекту. Однако «счастливчику» вовсе не гарантировалось светлое будущее. Его задача, по мнению Туполева, состояла всего лишь в «заполнении места» в период гонений на авиацию. Настоящий конкурс должен был быть впереди, когда руководство страны несколько образумится. Реально это произошло только в конце 60-х - начале 70-х годов, когда появились проекты М-18 и Ту-160.
А на переломе 50-х и 60-х гг. ОКБ Туполева создало проект «135» с предполагаемым взлетным весом 205 т и крейсерской скоростью 2200 км/ч. Внешне самолет напоминал мясищевский М-56 или американский ХВ-70, имея аэродинамическую схему «утка» с треугольным крылом. Силовая установка состояла из четырех двигателей НК-6 тягой по 22500 кгс. Рассматривался и пассажирский вариант этой. машины. Именно он лег в основу первых проработок Ту-144.
Тем временем министр авиапромышленности Петр Дементьев, руководитель Государственного комитета по а виационной технике, огласил конкурс. Новые тактико-технические требования настолько не «стыковались» с классической доктриной применения стратегической авиации, что министр не сомневался в провале проекта «135».
(Продолжение следует)
Пауль Клифтон/ Великобритания Перевод с английского* Ольги К. Совенко/ Харьков
Пауль Клифтон/ Великобритания Перевод с английского* Ольги К. Совенко/ Харьков
В ходе первой мировой войны только несколько летчиков, занимавшихся свободной «охотой» на западном фронте, достигли свыше 70 личных побед в воздухе. Среди них можно назвать немца Манфреда фон Рихтгоффена, имевшего на своем счету 80 сбитых самолетов; француза Рене Фонка, уничтожившего 75 машин; ирландца Эдварда Маннока, сбившего 73 самолета. Канадец Билли Бишоп, одержавший 72 победы, по праву стоит в этом ряду выдающихся асов.