На первом этапе, когда человеку плохо, вмешивается психотерапевт, цель которого – привести в порядок внутренние аспекты субъекта: в каком-то смысле клиент смиряется с вмешательством психотерапевта. Посредством психотерапии анализируются все последствия начальной ошибки, и человек возвращается к той точке, от которой он начал путь регресса. Психотерапия приводит человека к осознанию, но уже с этого момента клиент остается один и должен выбирать самостоятельно. Подойдя к моменту свободы индивида, психотерапевт должен остановиться: это момент личного творчества субъекта.
Здесь мне вспоминается случай с одним клиентом – мужчиной тридцати шести лет, прекрасным профессионалом, у которого камнем преткновения стала необходимость отречения от одной женщины и создания семьи с другой. Целью глубокой рациональной подготовки должно служить стремление к внутреннему, объективному величию, а не желание раньше или позже обрести «такую» женщину или жену, ибо в противном случае реализация невозможна. Он эгоистично и уединенно должен развивать собственный потенциал и достигнуть максимального уровня в области своей профессиональной деятельности.
Бывают случаи, когда дается стимул к жизнедеятельности, но если субъект не осуществляет техническое опосредование, ответственное, рациональное, волевое действие, тогда это всего лишь прекрасная вспышка света для бредущего глубокой ночью. У каждого есть свой «тормозящий» момент (мужчина, женщина, водка, семья и т. п.), который по прошествии времени восстанавливает обычный стереотип.
Что в этом случае можно сделать? Начинать нужно с изменений в собственной комнате, выбросив вещи, подпитывающие лень. Или после суматошного рабочего дня, вместо того чтобы отправляться домой, можно пойти в гостиницу, потому что возвращение всегда под одну и ту же крышу опять структурирует человека обычным образом. Следует устранить все объекты и ситуации, которые способствуют лени. К примеру, моя клиентка, женщина лет сорока, бизнес-организатор высокого уровня, долгое время хотела похудеть, что ей никак не удавалось. Я обучил ее двум моментам. Во-первых, я сказал ей, что она может есть все, что захочет, с условием, что приготовит сама, и, во-вторых, придя домой, она сразу должна убрать некоторые покрывала, подушки, кресло, как предметы, стимулирующие лень, вредящую ее росту. Поскольку она уже прошла через психотерапию и была интеллектуально развитой женщиной, я смог дать ей наивысшее техническое опосредование. Если человек желает измениться, я знаю, каков самый легкий путь: я не заставляю его делать «прямой выстрел», а вынуждаю проглотить приманку. Необходимо только, чтобы клиент дал свое полное согласие.
На первом этапе задача психотерапевта заключается в определении специфического технического опосредования для преодоления причины симптома, а на втором – в разделении проблемы на маленькие точные технические шаги таким образом, чтобы клиент смог преодолеть всю ее трудность целиком. Когда сновидение показывает технический шаг, необходимо произвести именно это действие и никакое другое: процессы бессознательного, личности, роста утонченно рациональны.