×
Traktatov.net » Повседневная жизнь петербургской сыскной полиции » Читать онлайн
Страница 48 из 200 Настройки

Тот улыбается и, тряхнув головой, говорит:

– Коли признали, берите. Так точно: Петр Кряжов!»{144}

Подобные «открытия» в антропометрическом бюро случались чуть ли не через день: так, за 1903 год было выявлено 179 человек, пытавшихся скрыть своё настоящее имя{145}.

Широко образованный и деятельный, инженер-полковник Н.А. Козлов{146} в 1891 году написал руководство для чинов антропометрических станций{147} – предполагалось, что они будут созданы по всей империи, а бюро в СПбСП станет центральным, и в него будут высылаться копии сделанных в провинции измерений. Собирались также наладить обмен антропометрической информацией и с заграницей. И хотя станции по стране создали – к осени 1902 года их было уже семьдесят шесть, но лишь двенадцать из них отсылали свои измерения в столичную Сыскную полицию{148}.

Обмен антропометрическими карточками удалось наладить лишь после 1908 года выдающемуся криминалисту-практику и организатору сыскного дела Василию Ивановичу Лебедеву (1868–1930). В том году после принятия закона «Об организации сыскной части» (проект был разработан по его инициативе) он возглавил 8-е Делопроизводство Департамента полиции, которое руководило всеми сыскными отделениями в империи.

До 1908 года штатных (штаты которых были утверждены законодательно) сыскных отделений было всего девять: Санкт-Петербург (создано в 1866 г.), Варшава (1874 г.), Москва (1881 г.), Рига (1900 г.), Гельсингфорс (1900 г.), Одесса (1902 г.), Ростов-на-Дону (1906 г.), Баку (1906 г.), Тифлис (год неизвестен). Кроме того, в нескольких крупных городах были созданы нештатные отделения – либо путем выделения для розысков нескольких служителей наружной полиции с освобождением от повседневной работы, либо путем набора дополнительных полицейских за счет средств местного самоуправления – Киев (1880 г.), Либава, Царицын, Саратов, Уфа, Нижний Новгород, Ярославль… Два внештатных отделения – в Риге (было создано в 1888 году) и в Одессе (образовано в 1898 году) – впоследствии стали штатными{149}.

После принятия закона «Об организации сыскной части» В.И. Лебедев за короткий срок организовал штатные сыскные отделения в 89 городах страны. И, как уже говорилось, наладил обмен антропометрическими данными. В результате в 1913 году было выпущено для служебного пользования пять общероссийских розыскных альбомов с фотографиями и антропометрическими данными преступников: 1-й был посвящен ворам-карманникам (марвихерам), 2-й – ворам-взломщикам (шниферам), 3-й – мошенникам и аферистам, 4-й – коно- и скотокрадам, 5-й – убийцам.

Однако к моменту выхода розыскных альбомов бертильонаж уже вовсю теснила дактилоскопия. Её преимущества были очевидны – для метода Бертильона требовались различные инструменты, которые часто приходили в негодность; точность зависела от тщательности исполнителей, а на их подготовку уходило много времени. Для дактилоскопии требовался лишь кусочек стекла или цинка и флакон типографской краски, а научить снимать отпечатки пальцев можно за полчаса{150}.


Рис. 32. Фото (анфас и профиль) карманника Л. Кона (Кохена) из розыскного альбома «Воры-карманники (марвихеры)»