×
Traktatov.net » Повседневная жизнь петербургской сыскной полиции » Читать онлайн
Страница 187 из 200 Настройки

В декабре 1914 года, когда Церетели вновь объявился в Петербурге (готовил новое мошенничество), сыщики попытались его задержать, но он от них улизнул. Однако его подельники были схвачены. После долгих допросов В.Г. Филиппову удалось выяснить, что Михаил Церетели обитает в Одессе под именем князя Туманова. Увы, отправить туда М.Н. Кунцевича (обычно именно он выезжал на задержания в другие города и страны) было невозможно – он уже перешел в Департамент полиции[231]. К Черному морю отправился новоиспеченный чиновник для поручений Петр Михайлович Игнатьев. И первый свой экзамен сдал на «отлично». В распоряжении Игнатьева имелась фотографическая карточка, на которой Церетели был изображен с большой окладистой бородой. Игнатьев предъявил её начальнику одесской полиции Г.В. Гиршфельду, который преотлично знал Туманова – они даже были с ним на «ты»! Гиршфельд пожал плечами, мол, не похож. Тогда П.М. Игнатьев закрыл на фотографии бороду. И начальник одесской полиции, к своему ужасу, узнал приятеля. Туманов-Церетели был арестован. На следствии он вел себя с княжеским достоинством – сетовал, что не обеспечил девушку, «перед которой виноват», просил Одесскую сыскную позаботиться о его доге и т. д.{557}.


В декабре 1916 года, уже будучи помощником начальника Сыскной, П.М. Игнатьев участвовал в следствии по делу об убийстве Григория Распутина{558}. Когда Петр Михайлович вступил в эту должность, нам неизвестно, ведь с назначением А.А. Кирпичникова в кресло помощника вернулся А.С. Левиков. Выскажем предположение, что новые штаты (по которым помощников у начальника было уже двое) были введены не с 1 января 1917 года, а чуть раньше.

После создания Петроградской уголовной милиции (структуры Временного правительства) П.М. Игнатьев вместе с А.С. Левиковым служили помощниками начальника. После октября 1917 года Игнатьев перешел в УгРо, а Левиков, как уже говорилось, к большевикам служить не пошел.

В 1919 году Петр Михайлович был заведующим розыскным отделением УгРо (то есть в той же должности помощника). Служить там он продолжал как минимум до 1923 года. Потом следы П.М. Игнатьева теряются – после того как «спецы» подготовили пролетарские кадры, в милиции, впрочем, как и в других сферах, они стали не нужны.

В томе № 7 «Ленинградского мартиролога» имеется запись о Петре Михайловиче Игнатьеве{559}, 1880 года рождения, беспартийном, трудившемся на заводе «Вена» помощником буфетчика. 1 ноября 1937 года он был арестован, 31 декабря – осужден по печально известной 58-й статье внесудебным органом – Особой тройкой УНКВД Ленинградской области. Расстрелян 11 января 1938 года. У нас нет достаточных оснований утверждать, что помощник буфетчика пивзавода и бывший помощник начальника Сыскной – одно и то же лицо. Однако в те годы служба в царской полиции, пусть и писарем, была стопроцентным основанием для расстрела. А если П.М. Игнатьев дожил до тех лет, лишь чудо могло спасти его от смертной казни или отправки в ГУЛАГ.

7. Аркадий Аркадиевич Кирпичников (1883–1921) – последний начальник сыскной полиции