×
Traktatov.net » Воспоминания. Траектория судьбы » Читать онлайн
Страница 61 из 62 Настройки

Выставка, насчитывающая 200 экспонатов, через концепцию Мальро должна была показать историю искусства с древности до модернизма, формируя пластические рифмы, например, между статуей Мадонны с младенцем XII века и статуей Будды IV–V веков.

Работы для этой истории форм и истории идей, кроме самого Пушкинского и других российских музеев, предоставили Лувр, Прадо, д’Орсе, государственные музеи Берлина, парижский Музей средневекового искусства Клюни, Музей изобразительных искусств Будапешта. Необычность выставки состояла в том, что все эти произведения были «инсталлированы» в постоянную экспозицию отдельных залов музея. А в основу этой концепции легла «любимая» мысль Мальро о диалоге культур, пересекающемся «непрерывным размышлением», лежащим, по мнению Мальро, в основе не только его творчества, но и творчества любого человека искусства.


Пресс-конференция в день открытия выставки «Голоса воображаемого музея Андре Мальро».

Слева направо: Марина Свидерская, Ирина Антонова, Марина Лошак, Ален Мальро, Дениза Мансурова, Франсуа де Сен-Шерон. 2016

© В. Вяткин, фото


Надо признать, что музеи —
одно из тех мест, где идея человека
достигает наивысшего развития.
Андре Мальро

Среди участников встречи идейный вдохновитель и куратор выставки Ирина Антонова. Выставка была приурочена к очередному фестивалю «Декабрьские вечера».

К идеям Мальро музей уже обращался. И эта выставка стала своеобразным продолжением первого «воображаемого музея». Почему? Потому что, по мнению Антоновой, «желание хотя бы временно построить идеальный музей исчерпать невозможно».

Свидетельство тому эта выставка — еще один оммаж Мальро, еще одна ступенька в построении идеального собрания, объединяющего стили и эпохи.


Ирина Антонова на выставке «„Олимпия“ Эдуарда Мане из собрания Музея д’Орсэ (Париж)». ГМИИ им. А. С. Пушкина. 2016

© В. Вяткин, фото


Нужно сказать, что эта выставка одной картины стала для музея настоящим событием. Ведь самая скандальная работа Эдуарда Мане, которая в свое время просто ввела в шок парижскую публику, за всю историю своего существования — а написана она была в 1863 году — всего второй раз покинула пределы Франции.

На открытии выставки директор музея Марина Лошак заявила, что «исключительность момента нам трудно осознать, это произошло, и величайшее произведение Мане оказалось в наших стенах». При этом она особо отметила роль президента ГМИИ Ирины Антоновой, которая выступила куратором экспозиции. А сама Антонова сравнила это событие с показами в музее «Джоконды» Леонардо да Винчи и «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.

«„Олимпия“ — удивительное по своими художественным качествам и своей новизне для того времени произведение, которое продолжает действовать на наше воображение и сегодня. Эта картина проложила рубеж между предыдущим развитием живописи и искусством нового времени. Своей „Олимпией“ Мане доказал, что можно относиться самым критическим образом к своему времени и открывать какие-то его стороны, о которых никто никогда и не думал», — рассказала Антонова.

А очередь из желающих своими глазами увидеть шедевр только подтвердила эти слова Ирины Антоновой.