Уильям Блейк сегодня — это совершенно культовое имя. Его обожали прерафаэлиты, любили неоромантики, называли предшественником сюрреалисты, возвели в ранг иконы контркультуры художники, ломающие стереотипы и жаждущие свободы творчества шестидесятых.
Нужно сказать, что при жизни Блейка (1757–1827) ничто не предвещало такой долгой и громкой славы. Он мирно жил в Лондоне с любимой женой Кэтрин, зарабатывал на жизнь созданием гравюр, сочинял стихи и книги, создавал иллюстрации к ним, а также к Библии, «Божественной комедии» Данте, произведениям Шекспира и Мильтона. Это не приносило большого дохода, но Блейка это не сильно беспокоило. Художник жил глубокой духовной жизнью, главным для него было творчество. Окружающие считали его странным и эксцентричным. А в последние годы, как замечает в эссе о Блейке Питер Акройд, на него указывали пальцем как на человека, «который видит духов и говорит с ангелами». Возможно, что так оно и было.
Ирина Антонова показывает премьер-министру Владимиру Путину проект будущего Музейного городка. 2011
© Я. Лапикова, фото
Это фото свидетельствует о том, что Ирине Антоновой как директору ГМИИ часто приходилось общаться с сильными мира сего. На нем Антонова показывает Владимиру Путину, который в тот период занимал должность премьер-министра Правительства РФ, проект выставочного комплекса, который, как она мечтала, будет создан на базе ее любимого музея.
Идея реконструкции Пушкинского музея впервые была озвучена еще в самом начале 2000-х годов. Все дело в том, что музею просто мало места. Нынешние площади не позволяют выставить имеющиеся в его собрании экспонаты.
На протяжении нескольких лет менялись архитекторы и концепции будущего здания. И наконец, в 2014 году архитектурное бюро Юрия Григоряна «Меганом» выиграло конкурс на разработку новой концепции музея, и в том же году начались работы. Новый проект музея от бюро «Меганом» под названием «Ризосфера» как раз призван объединить все 29 зданий, относящихся к Пушкинскому музею, с сохранением памятников архитектуры и минимальными изменениями в фасадах зданий. В итоге площадь главного здания планируется увеличить до 25 998 кв. м, а площадь всего музейного комплекса — больше чем в два раза — с 49 тысяч до 105 тысяч кв. м. Ожидается, что число посетителей Музейного городка возрастет с 1,3 до 3 млн человек в год.
Ирина Антонова представляет издание к выставке «Якоб Йорданс. Сатир в гостях у крестьянина». 2012
© В. Астапкович, фото
Эта картина написана фламандцем Якобом Йордансом около 1622 года с позднейшими авторскими надставками 1630–1635 годов.
Полотно иллюстрирует басню Эзопа «Человек и сатир». Нужно сказать, что художник неоднократно обращался к этому сюжету. Похожие работы Йорданса хранятся в музеях Будапешта, Брюсселя, Касселя и Мюнхена. Что касается московской версии, то она была приобретена Екатериной II в 1768 году.
До 1930 года картина хранилась в коллекции Эрмитажа, позже была передана в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина для «усиления» коллекции. Полотно несколько раз реставрировалось, однако не подвергалось процессу дублирования новым холстом и входит в число немногочисленных картин XVII века, не прошедших процесса дублировки.