×
Traktatov.net » Воспоминания. Траектория судьбы » Читать онлайн
Страница 49 из 62 Настройки

Ирина Антонова проводит экскурсию для Леонида Ильича Брежнева по выставке «Москва — Париж. 1900–1930». 1981

© В. Мусаэльян, фото


Знаменитая выставка «Москва — Париж. 1900–1930», которая стала настоящим культурным событием, истинной сенсацией. Советские люди впервые получили возможность своими глазами увидеть шедевры русского и французского авангарда первых трех десятилетий XX века. Чтобы попасть на выставку, люди стояли в очереди часами. Всего ее посетили 644 028 человек. Среди них оказался и «главный» посетитель — Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев. На фото Ирина Антонова представляет Леониду Ильичу выставку, знакомит с шедеврами мирового современного искусства, которые не были в чести у сторонников соцреализма. Но легендарный директор Музея изобразительных искусств обладала удивительной способностью открыть великую красоту даже тем, кто был к ней слеп и глух.

Ирина Антонова вспоминала: «Брежнев пришел посмотреть „Москву — Париж“ на следующий день после закрытия. Его окружение безумно волновалось: все очень боялись, что повторится история с Хрущевым в Манеже, когда разметали всех и был огромный скандал. Когда мы с Брежневым шли по выставке, члены Политбюро постоянно просили не показывать ему те или иные картины, например Кандинского. А я отвечала, мол, что значит „не показывать“, когда мы идем прямо напротив этих работ. И, конечно, рассказывала обо всех экспонатах. Когда мы дошли до Белого зала, Брежнев увидел вдруг портрет Ленина работы Александра Герасимова. Брежнев эту картину знал, потому что она висела в Кремле, и очень обрадовался, потому что, наверное, это была единственная знакомая ему вещь на всей выставке. Он тут же попросил книгу отзывов и написал очень хороший комментарий».


Посетители выставки «Москва — Париж. 1900–1930» у картины Анри Матисса «Танец». 1981

© Ю. Иванов, фото


На переднем фоне знаменитая картина Анри Матисса «Танец». Написана в 1910 году. Существует в двух версиях. На фото — наиболее известная — из Эрмитажа. Картину заказал Матиссу Сергей Щукин. Она, наряду с другими, должна была стать украшением фойе его особняка. Перед тем, как переехать к новому хозяину в Россию, панно было выставлено в Париже, на Осеннем салоне в Гран-Пале. И получился… настоящий скандал. Публика не приняла и не оценила новой «простоты» будущего, пожалуй, самого известного фовиста, а гениального Щукина, тонко чувствовавшего время и понимавшего, что оно требует новых подходов в искусстве, просто осмеяла. Но в 1981 году уже всем стало понятно, кто оказался прав. Да, картину ждала не самая простая судьба. Когда коллекция Щукина, за воссоздание которой до последнего дня своей жизни боролась Ирина Антонова, была разделена между Москвой и Ленинградом, «Танец» оказался в Эрмитаже. И до сих пор красные люди на сине-зеленом фоне яростно водят свой хоровод, который будет длиться целую вечность.


Посетители в экспозиции «Римское искусство и культура. Выставка Римско-германского музея города Кёльна». 1984

© Б. Приходько, фото


Музей, чья коллекция была представлена вниманию российского зрителя, был образован в 1946 году. Он известен своей знаменитой «мозаикой Диониса», случайно обнаруженной во время раскопок в 1941 году. В нем также представлены предметы повседневной жизни и быта типичного римского города I–IV веков нашей эры, линейно-ленточная керамика, сохранившиеся надписи со стен домов и надгробных плит, обычное и цветное стекло, алтари, стелы, предметы культа из камня, бронзы и глины, скульптурные портреты императора Августа и его жены Ливии, супруги Германика Агриппины Старшей, «мозаика философов», настенная живопись, украшения, глиняная посуда, светильники и оружие.