Ну, что тут скажешь? Даже в условиях риска для жизни лень было Толстому снег утоптать, а мы требуем с него, чтобы он сельским хозяйством занимался.
Так что от таких владельцев земли невозможно узнать ничего путёвого о сельском хозяйстве того времени. У них одна была проблема — нанять в управляющие немца или швейцарца, чтобы те содрали с русских крестьян три шкуры и обеспечили этим землевладельцам кучерявую жизнь во Франции.
Правда, в воспоминаниях Фета есть и два момента, которые, спасибо Фету, заставили меня несколько иначе взглянуть на как бы донельзя понятные моменты истории.
Без использования талантов
В родовой усадьбе отца Фета был крестьянский 12-летний мальчик, обладавший исключительным зрением — «глазастый». Фет приводит три действительно удивительных примера, когда этот мальчик в реке или в лесу, просто пройдя примерно по тому маршруту, по которому шёл человек, потерявший мелкую вещь типа золотой запонки, очков или застёжки к портсигару, эту вещь находил в воде, в кустах, в траве. Крестьяне использовали мальчишку для поиска случайно утерянных вещей; вот от крестьян и помещики знали и использовали это свойство паренька.
И эта куча дворян, знавшая о таком свойстве некоторых людей, никак не видела в этом какой-либо иной пользы, кроме бытовой. А ведь это было исключительное свойство для армии — это талант для разведчика, или артиллерийского наблюдателя, или командира батареи — «стреляющего».
Время от времени пишу о разнице между мужчинами и женщинами, и привожу в пример рассказы Героя Советского Союза, лучшего аса Корейской войны, сбившего 23 американских самолёта, — в те годы командира 196-го истребительно-авиационного полка полковника Е.Г. Пепеляева. (В Корейской войне лучший американский ас капитан Макконел сбил 16 советских, китайских и корейских самолётов, а второй ас США капитан Джабара сбил 15, и его, кстати, тоже сбил Пепеляев.) Евгений Георгиевич так описывает причину успехов его полка.
«Был в полку лётчик капитан П. Гриб, который раньше всех обнаруживал противника, будь то один самолёт, пара или группа. Если во время полёта самолет капитана Гриба начинал „дергаться“ в строю, то есть выходить немного вперёд или немного отставать, — значит, капитан видит цель. Спрашиваешь:
— Где противник?
П. Гриб высоким, слегка приглушённым голосом отвечает:
— Справа (слева), выше (ниже), впереди группа (четвёрка) „Сейбров“.
Капитан Пётр Гриб был хорошим, добрым человеком. Участник Великой Отечественной войны, он честно тянул свою лямку, никогда не отказывался от боевых вылетов».
А увидев американцев первым, Пепеляев мог выбрать направление атаки и первым внезапно атаковать, нанеся американцам потери и вызвав у них панику. В книге о тактике истребительной авиации «в боевых примерах» из опыта Великой Отечественной войны прямо говорилось, что для успеха в бою в вылетающей на задание группе истребителей обязан быть как минимум один лётчик с хорошим зрением и минимум один забияка — лётчик, который не заробеет первым броситься на врага и этим увлечёт за собою остальных. (Иначе они заробеют от неизвестности исхода боя и не решатся его начать.) В Корейской войне в полку Пепеляева забиякой был сам Пепеляев, а лётчиком с очень острым зрением — П. Гриб.