×
Traktatov.net » Кто виноват в трагедии 22 июня? » Читать онлайн
Страница 38 из 236 Настройки

Об этом Жуков даже написал в своих культовых воспоминаниях, после прочтения которых складывается впечатление, что в СССР все плохое в военном деле случилось благодаря Сталину, а все хорошее – вопреки. И трагедия 41-го произошла тоже благодаря его политической близорукости, а вот Победа 45-го – вопреки его дилетантскому руководству, и благодаря военному гению Жукова.

Но я бы не советовал доверчиво относиться к словам маршала – ведь это он, как начальник Генерального штаба РККА, в первую голову несет ответственность за неготовность наших войск к выполнению своего основного предназначения – обороне государства.

Жуков в мемуарах как будто оправдывается – он бы смог подготовить армию, да самодур Сталин не дал. Мол, пользуясь авторитетом, он навязывал всем свою ошибочную точку зрения, против которой спорить было опасно, так как за Сталиным тенью ходил Берия. Пойди проверь эти слова сейчас, ведь мертвый генералиссимус не возразит.

Мнение Жукова полностью совпадало с линией партии, которую озвучил на ХХ съезде КПСС сам Хрущев.

Историки жалуются, что значительная часть архивов до сих пор не рассекречена, а часть документов просто исчезла. Действительно, при Хрущеве архивы были значительно подчищены (по некоторым данным, было уничтожено до 80 тысяч документов).

Надо не забывать, что главный борец с культом личности и разоблачитель Сталина, как кровавого тирана, сам охотно подписывал расстрельные списки на Украине, где занимал пост первого секретаря ЦК КПУ. Поэтому и исчезли из архивов «ненужные» и «неправильные» документы.

В том числе и о подготовке к войне, и о первых ее днях. Было что скрывать товарищу Хрущеву, ведь первое лицо в республике тоже несло ответственность за подготовку к войне – мобилизационную готовность предприятий, транспорта, накопление запасов, строительство укрепрайонов и т. д. С началом войны Хрущев стал начальником политуправления Юго-Западного фронта, который, находясь в самом выгодном положении по сравнению с остальными западным фронтам, тоже был разгромлен. А киевский котел стал первым крупным окружением наших войск в Великой Отечественной войне.

Так все-таки, когда была дана команда на приведение войск западных округов в повышенную боевую готовность?

В произведениях о войне (в литературе, в кино) всегда акцентируется внимание на последнем мирном дне – субботе. Теплый вечер, веселая музыка, всюду радостные выпускники, влюбленные строят планы на будущее, но все их надежды на счастье перечеркивает одно страшное слово – война…

А где в это время были военные, чем занимались они в последние мирные дни? Отсутствие этой темы в искусстве можно объяснить – читателя и зрителя вряд ли увлечет описание будней боевой подготовки войск и их повседневной жизни. Понятно, что сопереживать романтическому свиданию влюбленных интереснее, чем читать про отдых солдат после субботней бани 21 июня.

Но странно, что и в исторической литературе очень мало уделено внимания деятельности советских войск в последние дни перед войной. Как будто они ничего не делали, находясь в благодушном и расслабленном состоянии.