×
Traktatov.net » Иностранец » Читать онлайн
Страница 134 из 158 Настройки

Запад ничего не дал Сербии и в политическом плане. Я думаю, теоретически был возможен вариант с неким переизданием Югославии, только под эгидой Европейского союза. Все республики бывшей Югославии вступают в ЕС, после чего открывается перспектива «четырех свобод», то есть фактически образуется единое пространство, и для жителей бывшей Югославии в бытовом плане все возвращается на круги своя — то есть, никаких границ, единая валюта, живи и работай, где хочешь. Это могло бы во многом сгладить напряженность, которая не проходит на Балканах с момента развала единой страны и успокоить раненую сербскую гордость. Особенно, если ЕС начнет размещать региональные структуры в Белграде, как бы воссоздавая югославскую модель управления, но уже на европейских принципах и ценностях. Но ЕС уперся с решением косовского вопроса — обязательным условием вступления в ЕС для Сербии было признание независимости Косово, на что сербы не смогут пойти еще минимум лет пятьдесят. А масла в огонь добавили сами косовары. Это очень было удобно в свое время — сделать лидером нации Ибрагима Ругову, Ругова — диссидент, писатель, интеллектуал, человек понятный для Запада. Своих отморозков он никогда не контролировал, а те подчинялись ему только для вида, с умным видом произнося правильные слова про нацию и продолжая грабить и убивать. Ругова был стар, а когда он умер — его сделали героем Албании, потому что мертвого уважать безопасно, как и клясться его именем. А сейчас — косовары проголосовали за радикалов, и премьер-министром избрали Рамуша Харадиная, который во время войны лично участвовал в расправах над пленными сербами. И не попал в Гаагу только потому, что все свидетели против него — либо погибли либо пропали без вести. Так вот. Харадинай открыто сказал, что интерес Косова в присоединении к Албании, к матери-родине. И что ни о каком подчинении Белграду не может быть и речи, мы идем в ЕС, чтобы подчиняться Брюсселю, а не снова Белграду — заявил он. И его никто не оборвал21.

А еще Харадинай22 — предпринял ряд провокаций на границе, которые только чудом не привели к войне. Во время одной из них был ранен наш дипломат.

И все это — инфляция, безнадежность, растерянность, угроза бунтов, война на границе, откровенно ухмыляющиеся в лицо бандиты — все это сильно напоминает конец девяностых в России. А раз так — нужен Путин, верно?

Проевропейские силы делали все что могли — да и делают все что могут, наверное. Но они одиноки — были и есть, они трагически одиноки. Они делали все что могли — но им нечего было предъявить сербам. Не было достижений. Не было движения вперед. Все чего они могли предложить — ждать, терпеть новые унижения, показывать смирение — в надежде, что это заметят и оценят. Но — нет.

Рано или поздно — народ должен сказать — нет!

Но чтобы народ сказал нет, должен быть кто-то, кто предложит альтернативу. Кто-то, кто встанет и скажет — хватит. Вот — Зоран Божаич и встал.

И сказал.

Я не такой дурак чтобы не понимать — это заявка на выборы. Такие статьи просто так не появляются. Жераич погиб — значит, должны быть выборы в Скупщину.