Одни считали его английским шпионом, другие полагали, что он является немецким агентом. В ноябре 1911 года Суворины решили навести справки о Рейли и его деятельности. Борис Суворин попросил своего сотрудника, журналиста «Нового времени» Ивана Манасевича-Мануилова, через Степана Белецкого проверить Рейли по картотеке Департамента полиции. Белецкий, в свою очередь, передал расследование главе русской контрразведки генералу Николаю Монкевицу[20]. За Рейли установили пристальное наблюдение, а его почта подвергалась перлюстрации. Однако, как и в предыдущие годы, это расследование не принесло никаких результатов, и Монкевиц снял наружное наблюдение, приказав закрыть дело>{282}.
По иронии судьбы, Манасевич-Мануилов сам был агентом охранки и доносил на Бориса Суворина и его сотрудников в Департамент полиции>{283}. Приближение Первой мировой войны лишь усилило волну шпиономании, и Манасевич-Мануилов стал заниматься составлением списков подозреваемых в немецком шпионаже. Растущая политическая напряженность между Россией и Германией свела на нет их военно-морское сотрудничество. К счастью для Рейли, тучи войны обошли его стороной. Более того, они прошлись по нему золотым ливнем.
Глава 6. Лакомый пирог
Пока Рейли и Надежда Массино нежились под солнцем французской Ривьеры в курортном городке Сан-Рафаэль>{284}, 28 июня 1914 года в Сараево боснийский серб Гаврило Принцип выстрелом из револьвера убил наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда, а уже через полтора месяца после этого события великие державы оказались перед лицом мировой войны. 5 июля Германия заявила о своей поддержке Австрии, которая, в свою очередь поставила Сербии заведомо невыполнимый ультиматум. Пока великие державы выясняли друг с другом отношения, Рейли прервал свой отпуск и спешно выехал в Петербург, оставив Надежду одну продолжать свой отдых на французском курорте.
По прибытии в столицу Рейли узнал, что Россия приняла решение начать военные действия против Австрии в случае, если та нападет на Сербию. 28 июля Австрия объявила войну Сербии, и император Николай II отдал приказ о мобилизации войск. 1 августа 1914 года Германия объявила войну России, но Россия плохо подготовилась к войне. Однако война, обернувшаяся катастрофой для России и Николая II, сделала Рейли не только миллионером, но и вписала его имя в мировую историю.
С началом военных действий целая армия посредников ринулась добывать для русской армии вооружение, которое ей нужно было в огромных количествах. Всего через несколько дней после объявления войны Главное артиллерийское управление, а также один из директоров «Русско-Азиатского банка», Абрам Животовский, поручили Рейли приобретение вооружения для армии>{285}. Незадолго до своего отъезда в Токио в начале августа 1914 г. Рейли написал письма Маргарет и Надежде>{286}. Это было единственное письмо, которое Маргарет получила от Рейли за все время войны. Оказавшись в Токио, Рейли встретился с представителями японской пороховой компании «Абоши» Такой Кавада и Тодоа Камия и заключил с ними выгодную сделку на поставку пороха в Россию