А за что же вы должны просить прощения? Может быть, говорить «прости», когда вы чувствуете себя правым, – это лицемерие? Нет, потому что просите прощения вы не за это. Вы извиняетесь за то, что позволили полезному обсуждению разногласий скатиться до такого уровня. В споре всегда участвуют двое, и вы извиняетесь именно за то, что повели себя по-детски и допустили то, что произошло, и за все ошибки, которые вы наверняка при этом совершили.
Кто-то обязательно должен первым признать, что ваше поведение недостойно взрослых людей, и, если вы играете по правилам, значит, это должны сделать вы. Но, если ваш партнер придерживается тех же взглядов, значит, вам надо поторопиться, чтобы опередить его. Вы должны доказать, что хотя бы один из вас может быть великодушным, благородным, открытым, готовым к примирению и по-настоящему взрослым. И, если вам повезет, ваш партнер продемонстрирует вам, что и он может поступать так же. Вы просто должны ему об этом напомнить.
Неважно, о чем именно был ваш спор, и неважно, потребует ли его предмет дальнейшего обсуждения после того, как все снова войдет в спокойное русло, – в любом случае лучше помириться, чем продолжать дуться или огрызаться. Вы оба ввязались в эту неприятность, и оба должны из нее выбраться.
Так что помните, вы должны просить прощения за то, что позволили себе выйти из себя и допустили некрасивое развитие ситуации. А не за свое мнение или действия, которые стали предметом спора. Если, конечно, вы и в этом не перегнули палку. В таком случае, само собой, вы должны просить прошения и за это тоже.
Правило 33. Его проблема – это и ваша проблема!
Встречались ли вам люди, которые могут сказать партнеру в ответ на обращение с какой-либо проблемой: «Это не мое дело»? Я лично знаю таких, кто со всей серьезностью говорит: «Твоя ревность/злость/стресс – это твоя проблема». А бывает, что кто-то обращается к близкому человеку со словами: «Мне не нравится, что ты столько времени проводишь на работе / место, где мы живем / наше питание / твоя привычка стричь ногти в постели…», а в ответ слышат: «Ну, лично я здесь проблемы не вижу».
А должны видеть! По определению, если один из партнеров несчастлив, это должно быть проблемой для другого. Все проблемы в паре должны быть общими, и для их рассмотрения и поиска решения требуются усилия двоих. Именно потому мы и используем термин «партнер»[8], что ваши отношения – это союз двоих.
Описанная выше картина всегда очень меня расстраивает. Мне кажется, это очень печально, когда кому-то нет дела до переживаний партнера. Когда один из двоих не желает ничего делать для общего счастья. Получается, что спутник жизни значит для этого человека настолько мало, что ему просто нет до него дела.
Сам факт, что кто-то из двоих несчастлив, уже представляет собой проблему. Не имеет значения, в чем причина, согласны вы или не согласны, считаете ли вы, что ваш спутник ведет себя глупо, непоследовательно, неразумно или мелочно. Если он несчастлив – это проблема, причем