Интересно знать, что даже люди, которые могут вести себя как уважаемые в жизни, но, если они очень сильно привязаны к ребенку и хотят испытывать от него счастье, то его уважение в этом случае невозможно по причине того, что он чувствует себя центром вселенной. Если мы наслаждаемся ребенком, он объект наслаждения, значит он практически Бог. И мы хотим наслаждаться им, и при этом наше наслаждение заставляет нас ему что-то говорить. Он видит, что мы это делаем из личной выгоды. Допустим, я хочу, чтобы ребенок выучился чему-то в жизни, но это не потому, что у меня к нему глубокое какое-то чувство, а потому что я хочу, чтобы он был такой, я хочу наслаждаться.
Ребенок это чувствует и у него возникает протест. Он против, потому что у него своя жизнь, и он это понимает, но родители, которые хотят наслаждаться ребенком в своем сердце, а не служить ему, не понимают что у ребенка своя жизнь. В этом заключается секрет. Они искренне верят, что ребенок должен жить так, как они считают, и тогда он будет счастлив. Родители, которые хотят наслаждаться ребенком, считают его частью своей жизни. Это означает, что у него нет права выбора как ему жить. А это как раз и вызывает протест.
Например, мать говорит: «Бот ты вырастишь, мой сынок, и обязательно будешь менеджером». А у ребенка нет такого четкого чувства. Она ему объясняет: «У нас все менеджеры в семье, и ты тоже, когда вырастешь, будешь менеджером, потому что ты такой же, как мы». Он смотрит: не факт, что он такой же. У него в сердце другое чувство, потому что его сердце четко знает, что ему надо в жизни. Сердце чистое, но оно не имеет разума.
Другой вариант. Мать не привязана к ребенку, и она хочет понять, кто он. Она может сказать: «У нас все менеджеры в семье, но я не знаю точно, будешь ли ты менеджером или нет, номы бы хотели». Это другой уже вариант – у ребенка есть выбор. И он, может быть, и будет менеджером, но, если она точно говорит, что он будет менеджером, то выбора нет. В сердце возникает только протест и все. Потому что есть такой эффект интересный, если, допустим, лошадь хочет пить, но взять ее вот так за узду и к воде тянуть не получится, она будет идти назад, хоть она и хочет пить. Такова же и природа человека.
Для подтверждения этого факта я экспериментировал со своим котом. Когда в институте учился, то изучал психологию животных. Я приезжал домой в Тольятти и экспериментировал с котом. Он шел на кухню кушать смелой походкой. Я стоял в коридоре и караулил его. Когда он подходил к кухне, я начинал его подталкивать. Он фыркал, разворачивался и уходил, потому что я ему своим поведением портил аппетит. Я ему говорил: «Давай! Быстрей! Быстрей иди кушать». У него это вызывало протест, потому что он шел есть сам, и ему было неприятно, что я вмешивался в его личную жизнь таким грубым способом. Для него самое большое удовольствие – когда он, наконец, захотел есть и идет есть, а я его к этому принуждал. Я повторил эту операцию несколько раз: подталкивал его к миске с едой и наблюдал, как он вновь разворачивался и уходил. Хотя я его не тянул из кухни, а, напротив, подталкивал. Знаете, чем это закончилось? Он из-за угла на большой скорости, разогнавшись, перепрыгнул через меня и пошел кушать. Он победил. Он понял выход из ситуации, просто разогнался и туда же, куда я его толкал, пошел сам. Так и некоторые дети: разгоняются, через родителей перепрыгивают и поступают туда же, куда их пытаются заставить поступить, но уже без родителей.